Содержание

Статья 47.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

1. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

2. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

3. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет в письменной форме указанную уголовно-исполнительную инспекцию, а также потерпевшего или его законного представителя при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

4. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

5. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

6. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Комментарий к статье 47.1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Ограничение свободы в данном варианте является новым наказанием, альтернативным лишению свободы. Его содержание в соответствии со ст. 53 УК РФ состоит в установлении судом осужденному ряда правоограничений, например, таких как не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т.п.

Исполнение ограничения свободы законом возложено на уголовно-исполнительные инспекции.

2. Не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного вручает ему официальное уведомление о необходимости явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. В свою очередь, осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет.

В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой: проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету, в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг его общения; осуществляет дактилоскопирование осужденного, его фотографирование; выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.).

В ходе первоначальной беседы инспекция разъясняет: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления; права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

3. Постановка осужденных на учет осуществляется на основании копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу, соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

4. В случае обнаружения неясностей в копии приговора (определения, постановления) суда и возникновения сомнений в части его исполнения в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений.

5. Днем постановки осужденного на учет инспекции считается день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда.

6. Поскольку ограничение свободы является наказанием более мягким, чем лишение свободы, то последний вид наказания может быть в соответствии со ст. 80 УК РФ заменен ограничением свободы. В этом случае осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, а также осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета.

Предписание о выезде осужденного к месту жительства вручается осужденному администрацией исправительного учреждения. В предписании указывается маршрут следования осужденного и время его явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Постановка осужденного на учет осуществляется в указанном выше порядке. О выезде осужденного к месту жительства администрация исправительного учреждения незамедлительно уведомляет в письменной форме уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

7. В свою очередь, уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

8. При исполнении наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными. В осуществлении этой работы могут принимать участие и представители общественности.

Зарплаты сотрудников ФСИН в 2018 году

Как известно, служба сотрудников уголовно-исполнительной системы и опасна и трудна. Поэтому денежное довольствие им состоит из следующих видов выплат:

  1. Должностной оклад
  2. Оклад по специальному званию
  3. Надбавка за выслугу лет
  4. Надбавка за квалификационное звание
  5. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
  6. Надбавка за особые условия службы
  7. Премия ежемесячная за добросовестное выполнение служебных обязанностей
  8. Надбавка за выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время
  9. Поощрительные выплаты за особые достижения в службе
  10. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения
  11. Денежная компенсация за наем жилых помещений
  12. Материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания 1 раз в год при уходе сотрудника в очередной отпуск

Основными выплатами, за которыми необходимо следить и от которых зависят все другие, является оклад денежного содержания, состоящий из должностного оклада и оклада по спецзванию. Практически все надбавки и премии рассчитываются в процентном соотношении к должностному окладу сотрудника, например, за службу в ночное время (с 22:00 до 6:00) начисляется доплата в размере 20 процентов должностного оклада.

Важно! В случае, если сотрудник ФСИН служит в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, то его денежное довольствие умножается на районный коэффициент. Подробнее о пенсиях, районных коэффициентах и перечне районов Крайнего Севера можно узнать из этого обзора.

Повышение зарплаты ФСИН в 2018 году в России: последние новости

Узнать, в каком размере произойдёт увеличение зарплаты сотрудникам ФСИН в 2018 году в зависимости от занимаемой должности или присвоенного специального звания, можно из таблиц ниже, где перечислены новые оклады.

Таблица 2. Оклад по специальному званию сотрудников ФСИН с 2018 года

рядовой состав:
рядовой внутренней службы 5200
младший начальствующий состав:
младший сержант внутренней службы 6240
сержант внутренней службы 6760
старший сержант внутренней службы 7280
старшина внутренней службы 7800
прапорщик внутренней службы 8320
старший прапорщик внутренней службы 8840
средний начальствующий состав:
младший лейтенант внутренней службы 9880
лейтенант внутренней службы 10400
старший лейтенант внутренней службы 10920
капитан внутренней службы 11440
старший начальствующий состав:
майор внутренней службы 11960
подполковник внутренней службы 12480
полковник внутренней службы 13520
высший начальствующий состав:
генерал-майор внутренней службы 20800
генерал-лейтенант внутренней службы 22880
генерал-полковник внутренней службы 26000

Таблица 3. Должностные оклады сотрудников ФСИН с 2018 года в Главных Управлениях ФСИН

Начальник 34320
Зам. начальника 29120
Начальник управления (в составе главного управления) 26000
Зам. начальника управления (в составе главного управления) 24960
Помощник начальника 23920
Начальник отдела 22360
Зам. начальника отдела 20800
Начальник: отделения, службы, инспекции 20280
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 19760
Старший инспектор по особым поручениям 19240
Старший оперуполномоченный 18200
Старший специалист 18200
Старший инспектор 18200
Старший оперативный дежурный 18200
Старший психолог 18200
Старший инженер 18200
Старший юрисконсульт 18200
Оперуполномоченный 17160
специалист 17160
инспектор 17160
оперативный дежурный 17160
психолог 17160
инженер 17160
юрисконсульт 17160

Таблица 4. Должностные оклады сотрудников ФСИН с 2018 года в Управлениях ФСИН

Начальник первого уровня 33280
Начальник второго уровня 32240
Зам. начальника первого уровня 28080
Зам. начальника второго уровня 27040
Начальник управления (в составе территориального органа) 25480
Зам. начальника управления (в составе территориального органа) 24440
Помощник начальника первого уровня 23400
Помощник начальника второго уровня 22360
Начальник отдела 21840
Зам. начальника отдела 20280
Начальник: отделения, службы, инспекции 19760
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 19240
Старший инспектор по особым поручениям 18720
Старший оперуполномоченный 17680
Старший специалист 17680
Старший инспектор 17680
Старший оперативный дежурный 17680
Старший психолог 17680
Старший инженер 17680
Старший юрисконсульт 17680
Оперуполномоченный 16640
специалист 16640
инспектор 16640
оперативный дежурный 16640
психолог 16640
инженер 16640
юрисконсульт 16640

Таблица 5. Должностные оклады сотрудников ФСИН с 2018 года в Отделах ФСИН

Начальник отдела ФСИН 31200
Зам. начальника отдела ФСИН 26000
Помощник начальника отдела ФСИН 21840
Начальник отдела 21320
Зам. начальника отдела 19760
Начальник: отделения, службы, инспекции 19240
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 18720
Старший инспектор по особым поручениям 18200
Старший оперуполномоченный 17160
Старший специалист 17160
Старший инспектор 17160
Старший оперативный дежурный 17160
Старший психолог 17160
Старший инженер 17160
Старший юрисконсульт 17160
Оперуполномоченный 16120
специалист 16120
инспектор 16120
оперативный дежурный 16120
психолог 16120
инженер 16120
юрисконсульт 16120

Таблица 6. Должностные оклады сотрудников ФСИН с 2018 года в Учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН

Начальник учреждения с численностью персонала более 200 человек 31200
Начальник учреждения с численностью персонала от 100 до 200 человек 30160
Начальник учреждения с численностью персонала менее 100 человек 29120
Зам. начальника учреждения с численностью персонала более 200 человек 27040
Зам. начальника учреждения с численностью персонала от 100 до 200 человек 26000
Зам. начальника учреждения с численностью персонала менее 100 человек 24960
Помощник начальника учреждения 22360
Начальник отдела 21320
Заместитель начальника отдела 19760
Начальник отделения 18720
Старший оперуполномоченный по особо важным делам 18200
Главный специалист 17680
старший оперуполномоченный 17680
врач-специалист 17680
ведущий специалист 17160
Старший оперуполномоченный 16640
Старший специалист 16640
Старший инспектор 16640
Старший оперативный дежурный 16640
Старший психолог 16640
Старший инженер 16640
Старший юрисконсульт 16640
Оперуполномоченный 16120
специалист 16120
инспектор 16120
оперативный дежурный 16120
психолог 16120
инженер 16120
юрисконсульт 16120

Таблица 7. Должностные оклады сотрудников ФСИН с 2018 года в Учреждениях ФСИН, исполняющих наказания и СИЗО

Начальник учреждения 1 кат. 28080
Начальник учреждения 2 кат. 26000
Начальник учреждения 3 кат. 24960
Зам.Начальника учреждения 1 кат. 23920
Зам.Начальника учреждения 2 кат. 22880
Зам.Начальника учреждения 3 кат. 21840
Начальник отдела 19760
Заместитель начальника отдела 18200
Нач-к отделения 17160
Нач-к отряда 16120
Нач-к караула 16120
старший оперативный дежурный 16120
старший оперуполномоченный 16120
старший социальный педагог 16120
старший специалист по социальной работе 16120
старший психолог 16120
старший инженер 16120
старший инспектор 16120
старший юрисконсульт 16120
старший преподаватель 16120
старший врач-специалист 16120
оперативный дежурный 15600
оперуполномоченный 15600
социальный педагог 15600
специалист по социальной работе 15600
психолог 15600
инженер 15600
инспектор 15600
юрисконсульт 15600
преподаватель 15600
врач-специалист 15600

Конкретные обязанности инспекторов

Вслед за тем, как судебное решение по делу правонарушителя приобрело законную силу, приговор направляется в УИИ. Осуществление контроля его выполнения осужденным вменяется в обязанность сотрудников этого ведомства.

  • После прибытия документов осужденного, инспектор вызывает его для предварительной беседы. В ней он разъясняет правила поведения, обязательства и права подконтрольного лица, и порядок посещений Уголовно исполнительной инспекции для периодической регистрации.

График этих посещений регулирует должностное лицо исходя из соображений уровня жесткости необходимого контроля. Менять его вправе сам инспектор.

  • Надзирающий сотрудник ведет количественный учет подконтрольных граждан и несет персональную ответственность за поведение своих «подопечных».
  • В ходе профилактических бесед он настраивает осужденного на жизнь, ориентированную на общегражданские нормы. А штатный психолог помогает решать проблемы психологического характера. Одновременно он определяет потенциальную опасность осужденного с точки зрения возможности повторного нарушения законодательства.

Полномочия сотрудника УИИ охватывают все сферы жизни правонарушителя.

Но по отношению к разным группам осужденных его координирующие действия имеют особенности.

Контроль жизни условно осужденных

Замена фактического лишения свободы в исправительном учреждении условным сроком означает, что нарушитель закона продолжает жить и трудиться в обществе законопослушных граждан. За испытательный срок он должен своим поведением доказать, что он исправился и может жить в правовом поле.

  1. После стандартной процедуры регистрации в уголовно исполнительной инспекции и разъяснения обязанностей и прав осужденного, служащий УИИ предупреждает его об ответственности за нарушение правил. Правила эти касаются ежедневной жизни и содержат следующие требования:

— не покидать населенный пункт в продолжение испытательного срока;

— не менять место пребывания по регистрации и постоянного жительства без ведома инспектора;

— работать на предприятии, устроится на которое сам осужденный, либо при помощи инспектора. Служащий УИИ, в свою очередь, обговаривает с работодателем обязанности нового сотрудника на рабочем месте, его выходные дни и график ежегодных отпусков;

— восстановиться на месте учебы;

— воздерживаться от употребления спиртных напитков и наркотических средств;

— находиться дома в промежуток времени, определенный инспектором УИИ (например, от 22 часов вечера до 8 часов утра);

  1. Определяется график посещения гражданина УИИ с целью регистрации.
  2. Проводится профилактическая беседа. Такие беседы ведутся в продолжение всего поднадзорного периода. Сотруднику УИИ помогает штатный психолог.
  3. Сотрудник Уголовно исполнительной инспекции постоянно держит на контроле осужденного, как в трудовой, так и в семейной жизни. Для этого он может в любое время нанести визит на место работы правонарушителя, в учебное заведение или домой. Цель посещений – убедиться, что процесс перевоспитания проходит нормально, без нареканий. В ходе посещений он беседует с работодателем, непосредственным начальником, преподавателями, домочадцами осужденного, опрашивает соседей и коллег.
  4. Если имеются нарекания к его работе, либо он вообще игнорирует условия жизни и работы на испытательном сроке, инспектор принимает меры дисциплинарного характера. Для начала проводится беседа, и выносится предупреждение. При этом могут ужесточиться требования к правонарушителю. А если нарушения носят постоянный характер, либо имеет место повторное преступление, инспектор должен направить в судебный орган представление о пересмотре решения и замене условного варианта наказания реальным.
  5. В компетенцию сотрудника уголовно исполнительной инспекции входят первичные розыскные мероприятия, если преступник скрылся с места отбывания наказания и жительства.
  6. Кроме этого, инспектор держит на контроле судебный запрет гражданину, нарушившему закон, занимать какие-либо должности и заниматься конкретными видами деятельности.

То же самое касается лиц, остающихся на свободе из-за отсрочки наказания в виде лишения свободы. Это обычно беременные женщины или матери с малолетними детьми (до 14 лет), а также мужчины, воспитывающие малолетних детей в отсутствии матери или родственников, способных о них позаботиться.

На нашем сайте можно получить более подробную консультацию специалиста в круглосуточном режиме.

Надзор за гражданами, отбывающими наказание в виде домашнего ареста

Такая мера наказания подразумевает строгие ограничения в жизни осужденного, связанные с определенными запретами. В частности, это касается запрета покидать жилое помещение, пользоваться мобильным телефоном и другими средствами связи с выходом в интернет. Это делается для того, чтобы исключить его общение с другими фигурантами его дела. Для облегчения работы по постоянному контролю нахождения поднадзорного на определенной площади, применяются разные средства.

  • На нарушителя надевается электронный браслет, способный в любое время уведомить контролирующего инспектора о нарушении поведения осужденного.
  • МКУ – устройство, которое носится совместно с браслетом и позволяет определять местонахождение человека по спутниковой связи.
  • Стационарное устройство, подающее сигналы при попытке сужденного снять браслет и покинуть место отбывания наказания.

Обычно это касается покидания места домашнего ареста. Если это случилось, инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Надзор за обязанными выполнять исправительные и общественные работы

Инспектор, в соответствие с решением суда, регулирует следующие моменты:

  • Определяет место прохождения общественных работ обычно муниципальная власть. Совместно с сотрудником Уголовно исполнительной инспекции определяются условия работы и количество часов ежедневной отработки.

После этого уведомляется сам осужденный о месте и времени явки на отработку.

  • Исправительные работы правонарушитель может проходить и на основном месте трудоустройства. В этом случае часть ежемесячного заработка перечисляется в государственную казну. Обычно это не более 20%.

Общие правила для всех отбывающих трудовую повинность:

— приходить на работу своевременно и в трезвом состоянии;

— исключить пропуски без уважительной причины;

— не игнорировать указание руководства;

— посещать УИИ по первому требованию надзирающего инспектора для профилактической беседы, для регистрации или для дачи объяснений, если имело место нарушение трудовой дисциплины.

Взаимодействие уголовно исполнительной инспекции и МВД

Правоохранители для выполнения своей работы наделены широкими полномочиями. Но на деле часто встречается ситуация, когда нагрузка на каждого инспектора УИИ превышает его возможности.

Отчасти из-за этого, а отчасти для проведения наиболее качественной работы по профилактике правонарушений, сотрудники уголовно исполнительной инспекции работают в тесном взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел. В частности, с участковыми уполномоченными. Ведь главная задача и тех, и других – превентивные меры по профилактике правонарушений.

Две эти структуры проводят совместные рейды по местам возможного проведения досуга поднадзорных граждан, посещения адресов с целью выявления лиц, не находящихся дома в ночное время. По месту домашнего ареста посещения возможны в любое время суток.

Особенно эта практика приносит хорошие плоды в местности, где расположено много населенных пунктов. Охватить контролем всех дислоцирующихся там лиц, отбывающих условные сроки наказания, гораздо легче при действенной помощи сотрудника МВД.

Обжалование действий инспекторов УИИ

К сожалению, бывают и случаи злоупотреблений служебными полномочиями со стороны сотрудников УИИ.

Если имеют место нарушения прав поднадзорных граждан со стороны сотрудника уголовно исполнительной инспекции, следует подать жалобу в прокуратуру того района, в котором находятся инспектор и его «подопечный».

Жалоба составляется по определенному образцу.

В правом верхнем углу указывается:

  • — название органа, в который направляется документ;
  • — данные осужденного (ФИО, где состоит на учете, каким судом осужден, по какой статье и на какой срок);
  • — номер телефона для связи.

Далее прописывается слово ЖАЛОБА и ФИО лица, конкретного инспектора, на которого направляется жалоба.

Подробное описание обстоятельств возникновения конфликтной ситуации. Нужно изложить факты неправомочных (с точки зрения осужденного) действий инспектора. Если имели место невыполнимые требования, притеснения со стороны должностного лица, необоснованное ужесточение условий прохождения наказания – все это надо подробно описать и обосновать. Например, инспектор направил на общественные работы, связанные с повышенной опасностью для беременной женщины и ее будущего ребенка. Или определенный вид работ не позволяет выполнять хроническое заболевание, инвалидность осужденного, и т.д.

Далее помещается просьба провести проверку деятельности данного инспектора УИИ и способствовать устранению и злоупотреблениям с его стороны.

Дата и подпись.

К жалобе приобщаются копии всех возможных документов, подтверждающих слова гражданина.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с даты подачи. Если факты подтверждаются, к сотруднику применяются меры дисциплинарного характера.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта. Для этого воспользуйтесь формой ниже или обратитесь непосредственно в чат к специалисту в правой части экрана.

Многие из нас не знают, что представляет собой уголовно-исполнительная инспекция – знакомство с этим подразделением Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний всегда связано с осуждением по уголовному делу. По этой причине законопослушным гражданам процедура отбывания наказания, которую осуществляют сотрудники инспекции, неведома. В то же время, у добропорядочных граждан могут быть родственники, знакомые, которые однажды приступили закон и, вероятно, очень жалеют об этом. Для этой аудитории, а также для осужденных, которым суд определил любое наказание, кроме лишения свободы, мы расскажем о порядке отбывания, об их правах и обязанностях, а также о полномочиях УИИ.

Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) – характер работы, полномочия

УИИ надзирает за исполнением наказания, не связанного с изоляцией от общества. Так, если лицу назначается лишение свободы с отбыванием в колонии, приговор направляется в СИЗО, где содержится осужденный, после чего администрация учреждения самостоятельно определяет, в какой именно город, район, в какую колонию направить лицо для отбывания наказания.

Если назначено наказание, не связанное с лишением свободы, приговор суда (как мирового, так и районного, а также после апелляционного рассмотрения в областных судах) должен быть направлен в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех дней со дня вступления в силу, для исполнения.

УИИ надзирает за отбыванием наказания в виде:

  • условного осуждения;
  • обязательных работ;
  • исправительных работ;
  • ограничения свободы;
  • запрета заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (работа инспекции по данному направлению сводится к отслеживанию трудоустройства осужденного).

В городе может быть несколько инспекций. В основном, их разделение происходит по районам, округам. Например, в Москве около 30 инспекций, в Саратове – 7, в Калуге – один отдел УИИ. Осужденный отбывает наказание по месту своего постоянного жительства, обычно этот адрес указан в приговоре, при оглашении которого судья подробно разъясняет, что нужно делать осужденному, с чего начать. Так, процедура отбывания наказания всегда начинается с визита в инспекцию, где делается отметка о посещении, заводится личное дело, заполняется анкета, паспортные данные и т.д. С этого дня осужденное лицо считается «состоящим на учете в УИИ».

Полномочия инспекторов по отношению к состоящим на учете гражданам довольно обширны. Инспекция может как поощрить осужденного, так и добиться через суд замены лояльного наказания лишением свободы — закон позволяет это даже в том случае, когда статьей УК РФ не было предусмотрено такого сурового наказания.

Рассмотрим нюансы отбывания разных видов наказания и соответствующие полномочия органа УФСИН.

Условное осуждение под контролем УИИ

Условно осужденными считаются те, кому судом назначен испытательный срок, в течение которого нужно доказать свое исправление, вести себя безупречно. Если будут зафиксированы нарушения в процессе исполнения приговора, инспекция правомочна инициировать вопрос о замене наказания на реальное.

Процедура привлечения условно осужденного к отбыванию следующая:

  1. После получения копии приговора из суда инспектор выезжает по адресу проживания гражданина, вручает ему извещение о явке в инспекцию для постановки на учет, разъясняет его права и обязанности.
  2. В день явки осужденному разъясняют условия отбывания наказания, он расписывается об этом в специальном бланке, где также содержится предупреждение о последствиях несоблюдения порядка отбывания.
  3. На осужденного могут быть возложены судом обязанности (такое часто применяется) в виде:
    • нахождения дома в ночное время с указанием временного промежутка (например, с 22 часов до 6 утра);
    • трудоустроиться;
    • продолжить обучение;
    • не менять место жительства без разрешения инспекции;
    • не выезжать за пределы города, области и т.д.

    Эти обязанности могут быть определены как в совокупности (сразу несколько), так и по одной. Осужденному разъясняются условия соблюдения запретов и напоминают, что они могут быть как отменены (в части или все сразу), так и дополнены новыми, в зависимости от поведения.

  4. Осужденный обязан регистрироваться не менее чем один раз в месяц у надзирающего за ним инспектора. Дни явки определяются индивидуально, обычно это с 1 по 10 число каждого месяца. Инспектор может обязать осужденного регистрироваться и 2, и 3 раза в месяц – все зависит от личности осужденного, выводов психолога о вероятности совершения им повторного преступления.
  5. Работа психолога инспекции (не во всех УИИ имеется такая должность) заключается в беседе с осужденным, по итогам которой составляется его психологический портрет, делается вывод о склонности к криминальной деятельности, даются рекомендации поведения и т.д. Эти результаты используются инспекторами в работе.

Инспекция проверяет условно осужденного по месту жительства совместно с участковым (примерно один раз в квартал), контролирует его поведение путем направления запросов в ИЦ УВД с целью установления фактов привлечения к административной, уголовной ответственности, ведет профилактическую работу (интересуется образом жизни, досугом осужденного, опрашивает соседей, родственников, работодателей по вопросам характеристики состоящего на учете гражданина).

В период испытательного срока осужденному запрещено:

1. игнорировать извещения о явке – если не приходить в инспекцию и скрываться от контроля, будут предприняты розыскные меры. Если не удалось установить место нахождение осужденного, инспектор объявляет его сначала в местный, а потом и в федеральный розыск – в этом случае, как и в отношении скрывающихся от следствия обвиняемых будет избрана мера пресечения на срок до 30 дней до решения вопроса о замене условного наказания реальным.

Пример №1. Соловьеву А.К., осужденному впервые за преступление средней тяжести, суд определил 1 год лишения свободы с испытательным сроком 2 года, то есть условно. Это означает, если Соловьев 2 года со дня вступления в силу приговора будет вести себя идеально и соблюдать все обязанности, то этим наказание и ограничится. Соловьев А.К. по месту жительства проживать перестал, на звонки не отвечал, от инспекции скрылся, по извещениям не приходил. Его задержали в рамках объявленного розыска, суд определил ему 30 суток ареста до замены наказания реальным. За это время инспекция направила в суд представление об отмене условного осуждения, которое было признано обоснованным, Соловьев А.К. направился в колонию-поселение отбывать 1 год лишения свободы.

2. допускать нарушения общественного порядка, за которые привлекли к административной ответственности. Если таких правонарушений будет два в календарном году, инспекция, как и в предыдущем случае, вправе обратиться в суд с аналогичным представлением. Если осужденным совершено одно правонарушение, сразу отменять условное осуждение нельзя – будет только письменное предупреждение и, возможно, продление испытательного срока (не более чем на 1 год), возложение дополнительных обязанностей. Эти вопросы тоже решаются судом по инициативе инспектора.

Отметим, что административные правонарушения, не связанные с нарушением общественного порядка, не являются основанием для ужесточения условий отбывания наказания, продления испытательного срока и т.д. Во внимание берутся только такие действия осужденного, которые были направлены против общества, публичны (например, распитие спиртного или появление в пьяном виде в общественных местах).

3. не соблюдать обязанности, возложенные судом. После первого нарушения инспекция обязана письменно предупредить осужденного о возможной отмене условного осуждения, после второго – направить в суд представление о направлении осужденного в места лишения свободы.

Пример №2. Репин Г.Р. был осужден за совершение грабежа к условной мере наказания. Репин совершил тяжкое преступления, но при этом он возместил вред потерпевшему, признал вину, суд счел возможным назначить ему меру наказания условно с возложением сразу несколько обязанностей: не менять место жительства, находиться дома в ночное время с 22 часов до 7 утра, не посещать места массового отдыха. Инспекция несколько раз проверяла Репина по месту жительства после 22 часов, однако по адресу Репин не находился, его родственники сообщили, что он ушел в неизвестном направлении. Репину было объявлено письменное предупреждение, которое он проигнорировал и продолжил нарушать свои обязанности, установленные судом. Впоследствии суд заменил ему условный срок на 2 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

4. не совершать повторного преступления – в этом случае при вынесении нового приговора оба наказания будут сложены, гражданин направится в колонию.

Контроль инспекции за отбыванием общественных (обязательных) работ

По согласованию с администрацией города ежегодно определяются организации (в основном, муниципальные), куда осужденные направляются инспекцией для отбывания наказания в виде обязательных работ.

Постановка на учет осужденного так же, как и при условном осуждении, начинается с разъяснения инспекцией прав и обязанностей, определения количества часов, которые будет отрабатывать гражданин (от 2 до 4 часов в день). Сотрудник УИИ выдает осужденному предписание, в котором указана дата необходимой явки в организацию, адрес и телефон. Контроль за отбыванием этого вида наказания ведется инспектором посредством проверок с выездом на место работы, опроса работодателя или руководителя, телефонных звонков, посещения по месту жительства совместно с участковым.

При отбывании обязательных работ состоящим на учете лицам запрещено:

  • игнорировать извещения о явке, направления отработку – тогда осужденный будет считаться не приступившим к отбыванию наказания, что влечет последующую отмену обязательных работ и определение судом другого, более жесткого наказания;
  • приходить на отработку в состоянии опьянения, прогуливать (администрация организации немедленно информирует о таких обстоятельствах инспекцию). Если сотрудник УИИ установит 2 и более нарушения в течение одного месяца, в суд направляется представление о замене обязательных работ лишением свободы (8 часов неотбытого наказания равны одному дню лишения свободы в колонии).

Примечательно, что у осужденных к данному виду наказания нет обязанности не допускать административные правонарушения против общественного порядка – получается, за это заменить наказание инспекция не вправе. Сотрудник УИИ проведет с нарушителем беседу профилактического характера, возьмет объяснение, не более.

Исправительные работы

Привлечение осужденных к исправительному труду тоже является обязанностью инспекции, которая информирует гражданина о необходимости явиться и заполнить анкету, расписаться в подписке о разъяснении условий отбывания. Гражданин, уже имеющий постоянное место работы, может с согласия инспекции отбывать наказание там же, то есть просто продолжать трудиться на своей должности т отчислять часть заработка в доход государства. Уголовно-исполнительная инспекция контролирует работодателя на предмет правильного исчисления суммы, подлежащей удержанию. Бухгалтерией организации ежемесячно предоставляются квитанции, подтверждающие факт удержаний из зарплаты процента, установленного приговором (до 20 % от ежемесячной зарплаты).

При отбывании наказания осужденному запрещено:

  • скрываться от инспекции, игнорировать извещения, не являться по вызовам;
  • пропускать без уважительной причины даже один рабочий день;
  • опаздывать на работу, допускать другие нарушения трудовой дисциплины;
  • беспричинно отказываться от определенного варианта предлагаемой работы.

Инспекция обязана контролировать не только отсутствие нарушений порядка и условий отбывания наказания, но и соблюдение прав осужденного. Так, отбывающему работы обязаны предоставлять больничный и отпуск, как и для обычных граждан.

Участие инспекции в контроле за отбыванием ограничения свободы и содержанием обвиняемых под домашним арестом

Ограничение свободы заключается в установлении осужденному довольно жестких запретов, контроль за соблюдением которых ведется инспекцией в тесном контакте с полицией. Этими ведомствами специально планируется совместная ночная проверка сразу несколько десятков осужденных (например, на праздниках, в кафе, в ресторанах, кинотеатрах). Для удобства у полицейских имеются ориентировки с фотографиями тех, кого нужно проконтролировать.

Что касается домашнего ареста, здесь инспектор не только следит за нахождением обвиняемого в ограниченном пространстве и соблюдением им запрета общения с фигурантами по делу, но и осуществляет его доставку в суд, к следователю, для проверки показаний на месте и т.д.

Чтобы эффективно отслеживать поведение таких лиц, им устанавливается электронный браслет. В случае нарушения со стороны подконтрольного, инспектор будет оповещен сигналом специального оборудования, после чего он обязан осуществить выезд по месту нахождения нарушителя. После проведения проверки, если факт нарушения ограничений есть или если человек скрылся в неизвестном направлении, в течение 24 часов решается вопрос об объявлении в розыск, изменении меры пресечения на заключение под стражу.

Когда вы не согласны с действиями инспекции

Деятельность УИИ контролируется следующими нормами Уголовным и Уголовно-исполнительным Кодексами, Приказами УФСИН, совместным Приказом УФСИН и МВД. Надзирает за работой уголовно-исполнительной инспекцией прокуратура района, именно сюда можно направить жалобу, когда права осужденного нарушены. Например, инспекция не вправе:

  • проверять осужденного в ночное время (исключения составляют ситуации, когда приговором суда установлен запрет покидать жилище в ночные часы);
  • требовать от осужденного исполнения обязанностей, которые не предусмотрены приговором или постановлением суда;
  • принуждать к работе лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания. Так, например, гражданин с инвалидностью, исключающей труд, не может быть направлен в организации для отбывания обязательных или исправительных работ;
  • ограничивать разрешенные судом действия обвиняемого или подозреваемого, находящихся под домашним арестом. Например, постановлением суда обвиняемому разрешены прогулки в радиусе одного км вокруг дома с 10 до 11 утра. Инспекция не вправе фиксировать данные о выходе из дома, полученные с помощью электронного браслета, как нарушение, если временной промежуток соблюдается;
  • разглашать личные сведения осужденного, ставшие известными вследствие рабочего контакта с ним;
  • отказывать в приеме заявлений, ходатайств, немотивированно отказывать в перемене места жительства (например, когда такая необходимость у осужденного лица возникла в связи с состоянием здоровья, семейными обстоятельствами);
  • контролировать уплату штрафа осужденным – этими вопросами занимаются судебные приставы.

Если ваши права нарушены, вы можете воспользоваться образцом заявления, адресованного в прокуратуру (пояснения выделены синим цветом):

В прокуратуру Лесного района г. Самары
осужденного Петрова Е.Г. 1984 г.р.,
состоящего на учете в ФКУ УИИ УФСИН России
по Самарской области с 01.02.2017
по приговору Лесного районного суда
г. Самары от 20.01.2017 по ч. 3 ст. 160 УК РФ
к 1 году лишения свободы условно,
с испытательным сроком 2 года
(если известны полные данные осуждения, лучше их все указать)
Тел. 8920000000

ЖАЛОБА
На действия инспектора УИИ Афанасьева П.Р.

Прошу провести проверку деятельности УИИ УФСИН России по Самарской области в связи с нарушениями уголовно-исполнительного законодательства.

Приговором суда мне был определен условный срок, с возложением обязанностей приходить в инспекцию на регистрацию 1 раз в месяц. При этом обязанности не покидать место жительство и не выезжать за пределы г. Самары мне определено не было.

В апреле 2017 года я не мог придти на регистрацию в инспекцию, о чем уведомил лично инспектора Афанасьева П.Р. Причиной неявки стала моя срочная и длительная (более месяца) командировка в г. Владивосток. Инспектор разъяснил, что никаких дополнительных документов мне предоставлять не нужно, что он в устном порядке принял от меня информацию о невозможности пройти регистрацию в апреле.

На самом деле в действиях инспектора есть нарушения: он обязан был взять объяснение осужденного в письменном виде, запросив подтверждающие командировку документы.

По возвращении из командировки 06.05.2017, я прошел очередную регистрацию в инспекции, при этом Афанасьевым П.Р. мне было объявлено письменное предупреждение об отмене условного осуждения. Как пояснил Афанасьев П.Р., поскольку я не явился на регистрацию в апреле, ему нужно формально соблюсти порядок и расценить пропуск как нарушение. Ознакомившись с уголовно-исполнительным законодательством, считаю, что мои права ущемлены, поскольку предупреждение объявляется за допущенное нарушение условий отбывания наказания, чего в моих действиях не было, нарушителем исполнения приговора я не являюсь.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 187, 188, 190 УИК РФ,

ПРОШУ:

Провести проверку действий инспектора УИИ УФСИН России по Самарской области Афанасьева П.Р. по контролю за отбыванием условного осуждения мною, то есть Петрова Е.Г.

Внести представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в адрес руководителя УИИ УФСИН России по Самарской области, привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Отменить объявленное мне письменное предупреждение о замене наказания от 06.05.2017 как незаконное, необоснованное.

Приложение: копия предупреждения, документы, фактически подтверждающие поездку в г. Владивосток, копия приговора.

Петров Е.Г., 12.05.2017.

Прокуратурой района жалоба такого рода рассматривается в срок до 30 суток. Как правила, проводится тщательная проверка, по итогам которой виновные в допущенных нарушениях должностные лица УИИ привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, и осужденным следует стараться не допускать нарушений, влекущих за собой неблагоприятные последствия в виде замены наказания. Для сравнения: после отбытия условного осуждения без нарушений судимость считается сразу же погашенной; после отбытия исправительных или обязательных работ судимость погашается в течение года; после отбытия реального лишения свободы судимость может быть погашена только через 3-10 лет, в зависимости от тяжести. Кроме того, при безупречном поведении инспекция может поддержать ходатайство о досрочной отмене условного осуждении и досрочном снятии судимости.

Уголовно исполнительная инспекция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *