Тонировка автомобилей: что разрешено

ПДД и административный закон не предусматривают правил тонировки, но отсылают к Регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в котором содержатся технические требования светопропускания стекол. Общее правило – стекло автомобиля должно пропускать не менее 70% дневного света. Исключения сделаны для так называемой «пассажирской полусферы», то есть заднего стекла и задних боковых стекол – их можно тонировать как угодно, если автомобиль оборудован зеркалами заднего вида.

Что касается обзора водителя (лобового, ветрового и передних боковых стекол) – здесь снижение допустимой видимости (то есть менее 70%) недопустимо и является безусловным основанием к административной ответственности.

Следует учесть, что легкая «заводская» тонировка добавляет затемнения, если вы наклеите дополнительную пленку. В результате пропускная способность стекол может быть менее 70%. Чтобы это обстоятельство не стало для вас неожиданностью при остановке сотрудником ГИБДД, нужно заранее позаботиться о соответствии водительского обзора стандартам. Для этого практически в любой автомастерской имеется свой тауметр.

Регламентом Таможенного союза допускается установка затемненной пленки-полосы в верхней части лобового стекла, которая должна быть менее 14 см.

Применение зеркального красителя при затемнении автомобиля не допускается.

Как выявляется нарушение

Инспектор ГИБДД, прежде чем привлечь водителя к административной ответственности за затемненные стекла, обязан произвести замер светопропускания специальным прибором – тауметром. Если показатель ниже 70%, составляется соответствующий протокол.

Если на переднем стекле водителя установлена полосная пленка, то ее параметры инспектор также вправе измерить и составить протокол, если ее ширина будет превышать 140 мм.

Следует отметить, что инспектор вправе делать такие замеры и фиксировать соответствующие нарушения не только на стационарном посту ГИБДД, но и на любом участке дороги.

Прибор, которым инспектор измеряет процент тонировки, должен быть сертифицирован. Технические характеристики тауметра, в зависимости от модели и инструкции к ней, должны периодически (раз в год) проверяться специалистом. Несоблюдение этих требований, а также нарушение рекомендованной процедуры измерения, содержащейся в инструкции, может повлечь признание результатов недействительными.

Моделей приборов множество, из них сотрудниками ГИБДД чаще всего применяются «Свет», «Тоник», «Блик-Н». Инструкция этих тауметров предусматривает простую процедуру измерения:

  1. прибор подносится к стеклу и прислоняется (поверхность при этом должна быть чистой и сухой). Для точного результата рекомендуется измерять уровень светопропускания в 2-3-х местах на одном стекле;
  2. через несколько секунд на табло прибора появляется информация, сформированная автоматически.

Большинство приборов (в том числе и модели, названия которых мы привели для примера) способны измерить процент тонировки и в темное время суток. В то же время, есть различия в их работе в зависимости от показателей температурного режима. Например, тауметр «Свет» способен выдать достоверные данные при температуре от -40 до +40 градусов, тогда как «Тоник» — только от -10 до +40. Кроме того, имеет значение и влажность воздуха: в дождливую погоду тауметр «Блик-Н» даст более точный результат, поскольку способен работать при влажности воздуха до 95%.

Статья 12.5 КОАП РФ

Тонировка, не соответствующая техническим требованиям, автоматически относится к условиям, при которых эксплуатация транспорта запрещена. В части 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ (в действующей редакции по состоянию на 2018 год) за управление таким автомобилем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа 500 рублей.

Еще несколько лет назад нарушение, связанное с излишней тонировкой машины, могло повлечь снятие государственных номеров. В настоящее время применение такой меры исключено и законом не предусматривается.

Кстати, на оплату штрафа по ст. 12.5 КОАП РФ распространяется правило о 50% льготе в случае, когда водитель вносит платеж в течение 20 дней со дня вынесения постановления (смотрите на нашем сайте информацию о возможности восстановления пропущенного 20-дневного периода).

Наказание за тонировку не предусматривает лишения прав и помещение ТС на штрафстоянку.

Несмотря на то, что нарушение касается наличия неисправностей, при которых эксплуатация транспорта формально запрещена, инспектор не вправе задержать автомобиль или отстранить водителя от управления (это допустимо только при наличии неисправности тормозной системы или рулевого механизма).

Согласно п. 259 Регламента ГИБДД 2017 года, инспектор вправе потребовать устранить немедленно допущенное нарушение (иными словами, сорвать пленку на месте). Если сделать это тут же невозможно, водителю разрешается доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Если же объективно устранить нарушение возможно, но автолюбитель отказывается это сделать – у инспектора есть все основания привлечь его к ответственности по ст. 19.3 КОАП РФ за неповиновение законному требованию, наказание за такие действия может быть в виде административного ареста.

Повышение штрафа: миф или реальность

Действующий закон остается весьма лояльным к автолюбителям, которые предпочитают тонировать свой транспорт, превышая при этом предусмотренные законодательными актами нормы — штраф в 500 рублей нельзя назвать слишком суровым. Не увеличена сумма штрафа за тонировку и в случае повторного нарушения ч. 3.1 ст. 12.5 КОАП РФ тем же водителем.

В то же время, в Государственной Думе уже длительное время обсуждается законопроект, предусматривающий ужесточение наказания для водителей машин с темными стеклами. Инициативная группа этого законопроекта намерена доработать его в 2018 году, принять замечания коллег и внести следующие изменения в ст. 12.5 КОАП РФ:

  • увеличить штраф за несоблюдение правил тонировки до 1500 рублей;
  • ввести штраф в размере 5000 рублей за повторное нарушение аналогичного характера в течение года.

Кроме того, отдельным пунктом рассматривается вопрос о повышении минимального процента видимости переднего стекла – возможно, его увеличат до 75%, в отношении других стекол автомобиля правила останутся теми же, с разрешением тонировки не менее 70% светопропускания.

На первоначальном этапе обсуждения (в 2016 году) в законопроекте предлагалось также ввести лишение прав до 6 месяцев при трехкратном и более нарушении правил о тонировке. В настоящий момент оно исключено из проекта.

В некоторых СМИ, в том числе и в сети интернет сообщается о еще одном грядущем изменении – введении запрета затемнять стекла автомобиля цветом, искажающим восприятие окружающей обстановки. Вместе с тем, это правило давно действует и не относится к нововведениям: в п. 4.4 Регламента Таможенного союза уже предусмотрена недопустимость искажения правильного восприятия водителем белого, голубого, красного, зеленого и желтого цветов (то есть тех красок, которые задействованы в дорожных знаках и светофорах).

Введение в действие нового закона ожидается к середине 2018 года.

Тюнинг фар

В заключении обратим внимание на соблюдение правил тонировки фар. Нередко водители, использующие тюнинговые новинки «по максимуму», тонируют не только стекла машины, но и фары ближнего, дальнего света, а также противотуманные. Для этого используется виниловая пленка или специальный лак. Тонкая виниловая пленка, снижающая до 15% светопропускания, создает дополнительную защиту от механических повреждений и вполне допустима, если не меняет цвет, излучающий фарами. Пленка при необходимости может быть легко снята, что исключено при нанесении лака: он не только существенно снизит светоотражательную способность фар, но и с трудом удаляется.

Запрет изменения заводского цвета излучения, типа, количества внешних световых приборов содержится в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации, — это одно из разъяснительных приложений к ПДД. Исключением является разрешение устанавливать световые приборы от других марок и моделей машин на транспортные средства, уже снятые с производства. Но и в этом случае цвет излучения передних фар должен быть белым или желтым, задних – желтого, оранжевого или красного, фонари заднего хода должны быть исключительно белыми.

Административное законодательство предусматривает ответственность:

  • по ч. 1 ст. 12.4 КОАП РФ — за изменение цвета излучения передних фар, а равно за установку в передней части ТС световых приборов красного цвета — штраф 3000 рублей с конфискацией приборов и используемых приспособлений, (для должностных лиц – до 20000 рублей с конфискацией приборов, для юридических лиц – до 500000 рублей с конфискацией);
  • по ч. 1 ст. 12.5 КОАП РФ – за слишком сильную тонировку передних фар, значительно снижающую светопропускание (более 15%) – предупреждение или штраф в размере 500 рублей;
  • по ч. 3 ст. 12.5 КОАП РФ – за управление автомобилем, на котором из-за тонированных фар изменен цвет излучения на недопустимый, а равно за управление ТС с установленными в передней части световыми приборами красного цвета – лишение права управления на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией приборов.

Если стекло фар слегка тонировано уже на стадии создания заводом-изготовителем, в действиях водителя признаки административного правонарушения отсутствуют.

Техрегламент и разрешённая мера затемнения

Для начала разберёмся, какие именно законы разрешают/запрещают затемнять стёкла в авто. Придётся обращаться к нескольким документам.

Что говорится в ПДД? Обратимся к той заключительной части Правил, где говорится о допуске ТС к эксплуатации. Тонировка упоминается в седьмой части приложения, пункт 7.3.

Что можно сделать:

  • прикрепить прозрачную цветную плёнку на верхнюю часть ветрового стекла;
  • тонировать стёкла, но не зеркально и с соблюдением ГОСТа 5727-88.

Теперь обращаемся к тому ГОСТу, на который ссылаются ПДД. Здесь говорится уже не просто о тонировке. Пункт 2.2.4 посвящается светопропускающим характеристикам автостёкол. Здесь читаем:

  • ветровое стекло должно пропускать 75% солнечного света;
  • прочие стёкла из зоны передней обзорности должны обеспечивать 70-процентное пропускание;
  • для прочих автостёкол нормирование отсутствует.

Есть ли ещё какие-либо документы? Относительно недавно существовал специальный техрегламент, он касался безопасности всего, что ездит с помощью колёс (утверждён правительственным постановлением от 10.09.09 за номером 720). Однако сейчас этот документ недействителен, это важно учитывать.

Зато актуален другой техрегламент, который в 2011 году утвердила комиссия Таможенного союза (решение №877). Именно на этот регламент ссылается КоАП, когда вопрос касается наказания владельцев избыточно тонированных авто.

Итак, нормы известны, чему должны соответствовать параметры тонировки, понятно. А теперь вопрос: что будет, если затемнение автостёкол покажется избыточным инспектору ГИБДД? В этом случае водителя ожидает проверка соответствия тонировке нормам.

Про электротонировку как способ обойти запреты расскажет видео ниже:

Замер тонировки

Каких-то особых правил именно для этой процедуры пока не существует. А потому обращаемся к приказу №1240 МВД РФ, утверждённому 07.12.2000.

  • Светопроницаемость измеряется специальным прибором. Он должен быть сертифицированным, вовремя поверенным и исправным. Это первое, на что стоит обратить внимание автовладельцу (водителю).
  • Кроме того, у каждого прибора есть требования к условиям эксплуатации. Например, диапазон температур обычно держится в от -10 до +40 градусов Цельсия.

Можно установить ещё более строгие рамки. Главное здесь – не запутаться в нормативных документах.

Методы проверки наряду с требованиями безопасности изложены в ГОСТе Р 51709-2001. Однако при испытании светопроницаемости идёт ссылка на другой ГОСТ за номером 27902. Согласно этому документу испытание светопропускной способности стёкол проводится только при плюсовой температуре.

Использовать приборы для определения светопроницаемости автостёкол может далеко не каждый инспектор, только обученный. Этот нюанс отражается в служебном удостоверении (или должен быть подтверждён ещё каким-то документом). Собственно проверка проводится только там, где организованы стационарные посты ГИБДД.

И ещё пара тонкостей: стёкла при замерах должны быть чистыми и сухими. Измерение производится в трёх различных точках, а затем выводится среднее арифметическое. А все результаты заносятся в протокол.

Когда дело касается замеров тонировки, многие водители спрашивают: а можно ли как-нибудь избежать замера? Да, если вопрос о проверке возник вдали от стационарного поста. Какой-либо кары за это пока не предусмотрено.

Другой вопрос – если автовладелец и вправду провинился, причём несоответствие тонировки нормам зафиксировано протоколом. В этом случае придётся расплачиваться, хотя и довольно мягко.

Более подробно об особенностях замера тонировки расскажет данный видеосюжет:

Штраф за тонировку стекол в 2019 году

Многочисленные изменения в законодательстве о дорожном движении вызывают много споров и разногласий среди автолюбителей и штраф за тонировку – едва ли не главная тема обсуждений. Особенно актуальной эта тема стала в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы об ужесточении наказания за несоблюдение требований к светопропусканию.

Но в 2019 году ясности о том, какими будут новые штрафы за нарушения правил эксплуатации автомобиля в части нарушения требований к обзорности (а именно к этому разделу относятся критерии допустимого уровня тонировки) так и не наступило. Более того, ещё большие споры вызывают количественные критерии ухудшения обзорности в части светопропускания.

На сегодняшний день размер штрафа за тонировку составляет 500 рублей (статья 12.5 часть 3.1 КоАП РФ). Снятие номеров за тонировку не по ГОСТу отменено. Полная таблица штрафов .

Какими же законодательными актами регулируются вопросы тонировки автомобилей на сегодняшний день? Каковы допустимые количественные показатели затемнения стёкол, в чём заключается ответственность за их нарушение и можно ли штрафов избежать? Ответы на эти вопросы могут быть полезными для широкого круга автовладельцев.

Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу

История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».

И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?

Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.

В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).

Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.

Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).

Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.

Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля

В табличке ниже приведена статья из Кодекса об административных нарушениях РФ, предусматривающая ответсвенность водителя за тонировку автомобиля.

Статья КоАП Нарушение Наказание

12.5 часть 3.1

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств административный штраф в размере пятисот рублей

До 2015 года размер первого штрафа за тонировку не соответствующую требованиям ПДД (по сути, ГОСТ 5727-88) составлял 500 руб. и 1000 руб. за повторное нарушение. С введением нового ГОСТа и Технического регламента в 2015 году эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму была внесена законодательная инициатива об ужесточении наказания за нарушение требований нормативных документов:

  • первый штраф предлагалось повысить в 3 раза – до 1500 руб.;
  • повторное нарушение – штраф 5000 руб.;
  • при троекратном нарушении – лишение права на управление транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.

Правда, к середине 2016 года пункт о лишении права на управление был изъят из законопроекта и в профильный комитет Думы попал документ, содержащий только первые два пункта. В ноябре того же года этот законопроект был комитетом одобрен, но новый закон пока не поступал даже на первое чтение.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2019 года штраф ГИБДД за тонировку остался прежним – 500 рублей.

Отдельно следует отметить, что в том случае, если штраф за тонировку не оплачивается в течение 70 дней с момента наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:

  1. Штраф в размере 1000 рублей;
  2. Обязательные общественные работы на срок до 50 часов;
  3. Административный арест на срок до 15 суток.

Однако при оплате штрафа в срок до 20 суток с момента вынесения Постановления об админнарушении его сумма уменьшается вдвое. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД. (там же вы найдете и информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).

Основания для наложения штрафов за тонировку

Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:

  • не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
  • не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).

Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?

Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.

Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.

Как избежать штрафа за тонировку стекол?

Справедливости ради необходимо отметить, что автомобилей с нарушением всех мыслимых порогов затемнения салона на дорогах России реально много. И это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно по ночам. Да и судебные разбирательства по поводу, в общем-то, справедливых штрафов за тонировку, в основном посвящены случаям, в которых реальное светопропускание не дотягивает и до 15%.

Можно, конечно, давать советы как поймать инспектора ГИБДД на нарушении процедуры или несоблюдении условий измерений при глубокой тонировке лобового стекла. Но, следует иметь в виду два момента:

  1. На практике суды занимают сторону ГИБДД;
  2. Нет гарантий, что представитель ГИБДД не окажется «упёртым», если всё же суд станет на сторону водителя, и не потребует проведения повторной экспертизы (уже по всем правилам) действительно глубоко тонированного стекла.

Другое дело, когда автовладелец выполнил (и инструментально проверил перед выездом на дорогу) требования действующих нормативных документов по светопропусканию. Тогда, чтобы избежать штрафа за тонировку, в случае проверки необходимо:

  • Детально описать (желательно с занесением в протокол и понятыми) условия окружающей среды и чем они были измерены (либо отсутствие измерений);
  • Методику измерений светопропускания стекол;
  • Описать прибор, наличие у него пломбы и поверочного сертификата.

В этом случае всё будет определяться именно точностью показаний (отличающейся на несколько процентов, а не в разы) и даже при условии предвзятости суда первой инстанции можно с уверенностью продолжать добиваться отмены штрафа за тонировку. Срок обжалования Постановления об административном правонарушении составляет 10 суток с момента вынесения решения суда.

Штраф за тонировку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *