Что это такое

Росгосстрах пришел на рынок страхования России одним из первых, став приемником Госстраха РСФСР.

Наличие широкой филиальной сети позволили компании даже в условиях экономического кризиса остаться на плаву и предоставить полный ассортимент страховых услуг, как обязательного характера (ОСАГО, ОМС), так и различных программ добровольного страхования.

Но с переходом компании в частные руки нарушения прав и интересов стали только чаще.

Клиенты, купившие полис, нередко впоследствии сталкиваются с проблемами при получении выплаты по нему.

Да и те, кто только обратился в компанию для оформления страховки, часто сталкиваются с различными нарушениями, например, навязыванием различных дополнительных полисов.

Но российское законодательство не оставляет гражданина один на один со своей проблемой и страховщиком, позволяя подавать различные жалобы в государственные органы, а также обращаться в суды с исковым заявлением для защиты своих прав и интересов.

Общие понятия

Жалоба – это фактически одна из разновидностей обращений граждан, особенностью ее является наличие требований об устранении нарушений прав и интересов заявителя.

Право на подачу различных обращений гражданами закреплено в Конституции РФ и не может быть ограниченно.

Замечание. Часто разрешение различных разногласий возможно с помощью претензии, направленной самому страховщику.

Не стоит пренебрегать этим способом урегулирования проблемы, ведь он позволяет значительно быстрее решить вопрос и добиться устранения нарушения.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» регулирует как сроки, так и конкретные действия при рассмотрении жалоб.

Также в большинстве государственных органов действуют внутренние инструкции и регламенты дополняющие и конкретизирующие этот законодательный акт.

При каких нарушениях прав

Законодательство не приводит конкретного списка причин для подачи различных жалоб или обращения с исковым заявлением в суд.

Фактически гражданин может реализовать это право при любом нарушении его интересов другими лицами.

Это подтверждает и тот факт, что право подачи жалоб не может быть ограничено.

Приведем наиболее типичные нарушения, которые приводят к подаче гражданами различных жалоб или судебных исков:

Неправомерный отказ в выплате или неправильный расчет ее размера при наступлении страхового случая
Неправильное применение коэффициента бонус-малус при оформлении ОСАГО и отказ страховой компании в его восстановлении
Затягивание выплаты по страховке
Навязывание дополнительных платных услуг и сервисов например, при приобретении полиса ОСАГО могут навязывать заключение договора страхования имущества и т.п.

Приведенный список возможных причин для обращения с жалобами или исками не является исчерпывающим, и клиенты организации могут подавать заявления, и при обнаружении других нарушений своих прав и интересов со стороны страховщика.

Требования к написанию заявления

В большинстве случаев заявление может быть составлено в свободной форме, при условии соблюдения требований законодательства о его содержании.

Лишь в некоторых случаях предусматриваются специальные бланки для таких документов, например, жалоба на КБМ по ОСАГО от Росгосстраха в РСА имеет строгую форму, но только для упрощения всей процедуры.

Рассмотрим общие требования к заявлению, установленные в российском законодательстве:

Обязательно должны быть указаны данные обратившегося с заявлением лица (Ф.И.О. и адрес) Желательно указать также контактный телефон, а если ответ нужно направить по электронной почте, то и email
Никаких оскорблений, угроз, нецензурных выражений в заявлении быть не должно Иначе его просто оставят без рассмотрения
Бумажные заявления обязательно должны быть подписаны заявителем В противном случае их будут считать анонимными и оставят без рассмотрения

Образец документа

Отсутствие определенных законом форм для заявления иногда затрудняет самостоятельное составление жалобы гражданином.

Рекомендуется в этом случае воспользоваться образцом, который можно скачать здесь.

Его можно использовать в качестве шаблона, лишь немного доработав под конкретную ситуацию, с которой связано обращение заявителя.

Грамотное оформление досудебной претензии

Составлять жалобу или заявление в суд нужно максимально подробно и четко описывать всю произошедшую ситуацию, которая привела к нарушению прав и интересов гражданина.

Обязательно нужно приложить к заявлению копии всех имеющихся документов (полисов, договоров, квитанций об оплате и т.д.).

В некоторых случаях могут понадобиться и другие документы, к жалобе в Росгосстрах о восстановлении КБМ надо приложить копию водительских прав и т.д.

Эмоций в заявлении лучше избегать, это только усложнит понимание ситуации, а значит может в итоге и затянуть разбирательство.

Требования свои также нужно формулировать максимально четко (осуществить выплату, провести перерасчет, возврат и т.д.).

Сроки рассмотрения

Законодательство регламентирует срок рассмотрения жалоб в различных государственных и негосударственных учреждениях.

Обычно он не должен превышать 30 дней и может быть продлен лишь в исключительных случаях.

Срок судебного разбирательства также ограничен (1 месяц в мировом суде или 2 месяца – в районном), но на практике из-за переносов заседаний и пр. он оказывается существенно дольше.

Таблица. Примерные сроки рассмотрения различных заявлений граждан:

Тип обращения Срок рассмотрения
Жалоба в ЦБ, РСА, ФАС или другие инстанции 1 месяц, в исключительных случаях могут продлить еще на 1 месяц
Претензия в саму компанию Росгосстрах 30 дней, но в отдельных случаях – 10 дней
Исковое заявление в суд 1 месяц при разбирательстве у мировой судьи, 2 месяца при рассмотрении дела районным судом, но фактически разбирательство может затянуться на 3-12 месяцев

Видео: возврат КБМ. Автострахование

Росгосстрах жалоба по ОСАГО

Наверное, наибольшее число жалоб на Росгосстрах связано с ОСАГО.

Неправильное применение скидки за безаварийность, навязывание различных дополнительных страховок — не полный перечень нарушений, допускаемых страховщиком.

Компания упорно оправдывает свои действия отсутствием прибыли от данного вида страхования и продолжает допускать систематические нарушения законодательства.

Столкнувшись при оформлении полиса ОСАГО или наступлении страхового случая с нарушением своих прав и интересов нельзя оставлять это безнаказанно, надо обязательно обращаться с жалобами в различные инстанции и исками в суд для защиты.

Только так можно добиться прекращения незаконных действий страховщика.

В Центральный Банк

ЦБ РФ занимается непосредственно контролем и надзором за деятельностью страховщиков и подача жалобы в него на страховую компанию вполне разумна. Вот только реакция от ЦБ РФ далеко не всегда поступает адекватная.

Часто клиенты компании получают простые отписки о том, что Центральный Банк не вмешивается в коммерческую деятельность компании, а жалобу просто пересылают в сам РСА.

Но даже такой результат дает некоторый эффект. Страховщик предпочитает не оставлять без внимания обращения, о которых известно ЦБ РФ.

В РСА

Российский Союз Автостраховщиков является некоммерческой организацией, объединяющей 71 компанию, занимающуюся ОСАГО.

Вот только основная задача РСА – защита прав страховщиков, а не их клиентов.

Единственное, в чем действительно может помочь обращение — восстановление КБМ. Остальные жалобы в лучшем случае приведут к получению отписок.

В ФАС

Столкнувшись с навязыванием различных дополнительных услуг и полисов нужно обязательно обратиться с жалобой в ФАС.

Именно антимонопольное ведомство уже не раз привлекало к ответственности Росгосстрах за такие нарушения и в некоторых случаях добивалось очень крупных штрафов в несколько миллионов рублей и даже приостановки действия лицензии.

Замечание. Рекомендуется обращение в ФАС отправлять на бумажном носителе или подписывать электронной подписью.

Иначе по нему не будут проведены необходимые проверки, а значит и эффективность его будет низкой.

В Роспотребнадзор

Согласно законодательству, на ОСАГО распространяется действие ФЗ «О защите прав потребителей» и можно в случае нарушений жаловаться в Роспотребнадзор.

Заявление можно подать как в электронном, так и в бумажном виде. При подаче электронной жалобы, по которой необходимо провести проверку потребуется авторизоваться через сервис Госуслуги.

Подача иска в суд

Наиболее эффективный способ защиты своих прав и интересов для страхователя – подача искового заявления в суд.

Именно суд может рассмотреть вопросы о назначении различных компенсаций, принять решение и взыскании положенных выплат или платежей за навязанные услуги.

Но при подготовке иска рекомендуется пользоваться помощью профессиональных юристов, так как это несколько сложнее, чем составление простой жалобы.

Наличие различных способов защиты прав и интересов граждан позволяет им добиваться устранения нарушений даже если они допускаются крупными игроками рынка, такими как Росгосстрах.

К сожалению, в каждом случае приходится отстаивать права отдельному гражданину самостоятельно, несмотря на огромное число жалоб и исков к Росгосстраху со стороны государственных органов, не следует принятие должных мер для исключения повторения нарушений.

Как написать претензию в Росгосстрах

Разногласия со страховой компанией, как и с другими субъектами хозяйствования, разрешаются путем последовательного обращения с:

  • заявлением – просьбой реализовать законные интересы;
  • претензией – предложением уладить разногласия по взаимному соглашению;
  • иском – адресованным в суд с требованием защитить нарушенное страховщиком право.

Иногда целесообразно пожаловаться на Росгосстрах в юрисдикционном порядке, поскольку страхование – это лицензионный вид деятельности, курируемый одновременно двумя инстанциями. Это Центробанк, выдающий страховщикам лицензии и осуществляющий надзор за их деятельностью, и Российский союз автостраховщиков – профессиональным некоммерческим объединением, имеющим влияние на своих членов.

Владелец полиса ОСАГО или собственник ТС, пострадавшего в ДТП, не являются профессионалами на рынке страховых услуг, поэтому считаются потребителями и вправе претендовать на защиту Роспотребнадзора. Росгосстрах – монополист, на которого можно жаловаться в ФАС. Его областные и республиканские отделения регулярно штрафуют Росгосстрах за навязывание автолюбителям сопутствующих услуг и другие нарушения антимонопольного законодательства.

Задавшись вопросом, куда обжаловать действия страховщика, можно натолкнуться на образец заявления в Федеральные службы страхового надзора/по финансовым рынкам. Стоит учесть, что образец может быть устаревшим: ФССН была упразднена в 2011, а ФСФР – в 2013. Их функции сегодня возложены на Центробанк.

Необоснованный отказ или задержка выплат могут быть причиной некомпетентности отдельного сотрудника. В случае очевидного нарушения стоит уведомить начальника отделения, прежде чем создавать претензию в Росгосстрах или жаловаться куда бы то ни было.

Реквизиты

Обязательный к использованию образец претензии законодателем не установлен. Его нет ни в ФЗ №40, ни в Правилах ОСАГО №431, утв. Центробанком 19.09.14. Но есть перечень сведений, которые должен содержать каждый образец:

  • название страховщика;
  • ФИО заявителя, его ПМЖ, адрес для переписки (налоговый код; серия и номер паспорта не требуются, но лучше указать);
  • описание обстоятельств – причин для подачи претензии;
  • обоснование правовой позиции со ссылками на нормативные акты;
  • требования к страховщику;
  • реквизиты банковского счета потерпевшего или другого выгодоприобретателя либо указание на желание получить деньги налом.

К претензии обязательно прилагаются:

  • новые документы – основания заявленных требований, например:
    • заключение независимой технической экспертизы;
    • акт оценки;
    • квитанция об уплате услуг экспертов-оценщиков.
  • оригиналы либо заверенные ксерокопии:
    • паспорта или иного документа удостоверяющего личность;
    • документ, подтверждающий право на ТС;
    • справки о ДТП, протокол и постановление/извещение об административном нарушении либо отказ в возбуждении дела;
    • полис ОСАГО (если документы о ДТП оформлялись самостоятельно без полицейского).

Росгосстрах подать жалобу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *