Понятие и классификация автомототранспортных средств

Аннотация

Раскрываются основные базовые научные подходы ученых-юри-стов к определению понятия автотранспортного средства как межотраслевого объекта изучения, рассмотрены современные трактовки данного понятия в административном, гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации. Дана классификация транспортных средств по строению и конструктивным признакам, назначению, способу передвижения, проходимости, климатическому исполнению, разрешенной максимальной массе, количеству перевозимых людей и иным основаниям.

Ключевые слова

Транспортное средство (ТС), рабочий объем двигателя, максимальная конструктивная скорость, наземные безрельсовые транспортные средства, наземные рельсовые транспортные средства, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, маршрутное транспортное средство, разрешенная максимальная масса автотранспортного средства.

Автомототранспортное средство относится к числу межотраслевых объектов изучения. В целях исследования представляется особенно важным, что это понятие употребляется в ряде статей Уголовного кодекса Российской Федерации (в ст. 166 УК Российской Федерации говорится о неправомерном завладении автомобилем (угоне), в ст. 175 — о приобретении или сбыте автомобиля, заведомо добытого преступным путем, в ст. 264 — об автомобиле, управляемом нарушителем правил дорожного движения). Однако в уголовно-правовой литературе не дается определение автомототранспортного средства.

Согласно примечанию к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. таким является транспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см3 и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие регистрации на государственном уровне.

Понятие транспортного средства можно встретить в §3 гл. 34 (договор аренды транспортных средств), а также в гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (перевозка). Необходимо отметить, что в монографиях в рамках научных исследований практически никто специально не уделяет внимания самому понятию транспортного средства. Проблемами перевозки занимались такие известные авторы-ци-вилисты, как М.К. Александров-Дольник, Г.Б. Астановский, В.В. Ви-трянский, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, О.Н. Садиков, В.Т. Смирнов, М.А. Тарасов, Х.И. Шварц, А.И. Хаснутдинов и др. Тем не менее обращает на себя внимание ситуация, когда авторы вопрос о самом понятии транспортного средства обходят стороной по причине, по всей видимости, общеизвестности такого понятия и невозможности его ошибочного понимания.

В основной массе случаев законодатель пользуется более широким по объему понятием транспортного средства. Например, в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации указано, что транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Однако в том же акте закреплены определения велосипеда, мопеда, мотоцикла, которые определяются как транспортные средства с той или иной спецификой движения. Одни приводятся в движение мускульной силой, другие — при помощи двигателя определенного объема, третьи имеют такой признак как, механическое транспортное средство. Сам термин «механическое транспортное средство» раскрывается там же и определяется как транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем, к ним относятся также самоходные машины и тракторы.

Общее понятие «транспорт» (от лат. КатроПо — перемещаю) в юридической и технической литературе зачастую используется в разных значениях:

  • • как транспортно-технологический комплекс, обеспечивающий перевозку пассажиров, грузов, багажа и почты;
  • • как транспортное средство, используемое для перевозки людей и грузов.

По мнению А. В. Лесных, транспортное средство определяется как механическое устройство, которое предназначено для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, максимальная конструктивная скорость которого превышает 50 км/ч, а тяговая сила создается за счет двигателя объемом свыше 50 см3 или мощностью свыше 50 лошадиных сил. При этом превышение транспортным средством хотя бы одного из параметров будет означать отнесение его к категории автомототранспортных средств.

С позиции В.Д. Корма, «…транспортное средство в широком смысле — это сложная техническая схема самодвижущегося типа, предназначенная для транспортировки людей, грузов и оборудования, установленного на нем, на определенное расстояние за установленное время».

Для признания устройства транспортным средством необходимо, по мнению А.И. Бойцова, несколько условий:

  • • устройство должно быть самоходным, то есть приводиться в движение автономными двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом не менее 50 см3 либо двигателями такой же мощности иных видов (электрическими, химическими, газовыми);
  • • признаваться гражданским законодательством в силу своей технической мощности источником повышенной опасности;
  • • подлежать регистрации в ГИ БДД М ВД России или специальной ведомственной регистрации;
  • • требовать для управления ими достижения определенного возраста, специального медицинского заключения о пригодности к управлению, специального обучения и получения права на их управление;
  • • являться объектами, порядок передвижения и эксплуатации которых регулируется специальными правилами дорожного движения и другими ведомственными нормативными актами.

Вместе с понятием транспортного средства, в Уголовном кодексе Российской Федерации употребляется понятие механического транспортного средства (см. ст. 264 УК Российской Федерации). В юридической литературе к числу механических транспортных средств относят автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и самоходные машины, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем.

В.Д. Корма предлагает рассматривать автотранспортное средство как вид транспортного средства, осуществляющего перевозку людей, грузов и оборудования, установленного на нем, по дорогам с использованием колесного или гусеничного двигателя с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; (тяговая сила создается за счет двигателя с рабочим объемом более 50 см3 или мощностью свыше 50 лошадиных сил).

Данное определение имеет правовое значение. При всех его достоинствах оно отражает лишь один аспект объекта — технический, что вряд ли может способствовать широкому его использованию при решении правовых задач в судопроизводстве. С точки зрения теории и следственной практики автомототранспортное средство представляет собой многофункциональный объект, играющий разные роли в уело-виях различных юридических ситуаций, которые необходимо рассматривать с позиции комплексного подхода. И при его реализации требуется руководствоваться не столько техническими характеристиками объекта, сколько значимыми для практического применения правовыми критериями. По мнению Ф.Х. Кульмашева, автотранспортное средство — это материально-техническая система, обладающая потребительскими свойствами и в то же время являющаяся источником повышенной опасности, которая включена в качестве элемента в механизм преступного поведения (деятельности) и его отражения и в уголовном процессе выступает в качестве элемента системы обстоятельств, подлежащих установлению, и системы средств их установления.

Транспортные средства в юриспруденции обычно подразделяются на следующие виды:

наземные безрельсовые:

  • • по способу передвижения: самоходные (автомобиль, троллейбус, мотоцикл, бронетранспортер) и несамоходные (велосипеды, ручные тележки, сани);
  • • по устройству ходовых частей самоходных транспортных средств: колесные, гусеничные или на полозьях;
  • • по числу осей и колес (по общему числу колес и по числу ведущих колес). Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра — общее число колес, вторая — число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ведущих колес, вторая — общее число колес. Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1», которая означает, что все колеса односкатные; «2» — что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеет двухскатную ошиновку. Таким образом, колесные формулы 4×2.2, 4×2.1, 4×4.2 и 4×4.1; 6×4.2, 6×6.2, 6×6.1 и 6×2.1; 8×4.2, 8×4.1, 8×8.2 и 8×8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили. Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2×4.1 и 2×6.1. По числу осей автотранспортные средства делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные;
  • • по характеру исполнения наземные безрельсовые транспортные средства делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов;
  • • по объему и мощности двигателя;
  • • по максимальной конструктивной скорости;

наземные рельсовые:

  • • по способу передвижения: самоходные (трамвай, тепловоз, электровоз); несамоходные (цистерна для перевозки жидких веществ, пассажирские и грузовые вагоны);
  • • подземные: преимущественно рельсовые (шахтовые электровозы, вагонетки, электропоезд метрополитена);
  • • воздушный транспорт: летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры) и легче воздуха (дирижабли, аэростаты приводные и свободные);
  • • водный транспорт; по способу передвижения: самоходный (теплоход, буксир, катер, моторная лодка) и несамоходный (буксируемый, парусный, гребной).

Имеются классификации упомянутых объектов и по другим основаниям.

Например, по назначению автомобильный транспорт подразделяется на три группы:

  • • грузовые (тягач, грузовой автомобиль);
  • • пассажирские: автобус (вагонного типа, сочлененный, двухэтажный, микро); легковой автомобиль (личного и ведомственного пользования, такси, прокат);
  • • специальные (пожарные, спортивные, санитарные).

Помимо этого, автомобили можно классифицировать:

  • • по проходимости: дорожные, внедорожные, повышенной и высокой проходимости (колесные полноприводные, колесно-гусеничные);
  • • по типу двигателя: карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические, на воздушной подушке.

Рабочий объем цилиндра двигателя легковых автомобилей делят следующим образом: особо малый (менее 1,2); малый (1,21 — 1,8); средний (1,8—3,5); большой (более 3,5); высший (не регламентирован).

Транспортные средства подразделяются также по критерию перевозки большого числа пассажиров на обычные и маршрутные.

Маршрутное транспортное средство — это транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Данное транспортное средство относится к особой категории.

Его критериями являются:

  • • принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  • • движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  • • осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию).

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме).

По климатическому исполнению автомототранспортные средства подразделяются на обычные, которые целесообразней эксплуатировать в умеренном климате, северные, которые возможно без поломок эксплуатировать в холодном климате с низкими отрицательными температурами и жароустойчивые, которые можно использовать в тропическом — жарком и влажном, пустынном — жарком и запыленном климатах.

Кроме того, транспортные средства подразделяются на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам автомототранспортные средства подразделяются еще на капотные, безкапотные, короткокапотные, длиннобаз-ные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя. Большинство из перечисленных классификационных признаков имеют незначительное отношение к отрасли автомобильного транспорта.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его разрешенная максимальная масса. Разрешенная максимальная масса — это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: разрешенная; максимальная.

«Максимальная» масса — это предельно допустимая масса транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом. Превышение данной массы недопустимо потому, что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, так как превышающая показатель масса транспортного средства — это большая инерция при движении и большая центробежная сила. Предел допустимой массы транспортного средства устанавливает завод-изготовитель. Итак, разрешенная максимальная масса — это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Данную массу не стоит путать с фактической, то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля — это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса — это постоянная величина.

Разрешенная максимальная масса — это и критерий разграничения категорий транспортных средств.

Грузовые автомобили различаются по данному показателю на два вида:

  • • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (грузовая «ГАЗель»);
  • • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн («КамАЗ»),

Показатель в 3,5 т — это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

Рассмотрим следующий момент. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав. Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям — автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает, что механическое транспортное средство двигается с прицепом. В этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с другой стороны, прицепа.

Конвенцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. транспортные средства разделяются на следующие категории:

В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

С — автомобили, за исключением относящихся к категории «О», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

О — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

прицеп — транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).

Если бы американцам приходилось ставить свои холодильники перед своими домами, новые марки холодильников появлялись бы каждую неделю!

Уолтер Рейтер

  • Калявин В.П. Транспорт. Толковый словарь. — СПб., 2003. — С. 56.
  • Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства: авгореф. дис. …канд. юрид. наук. — Краснодар, 2001. — С. 15.
  • Корма В.Д. Основы криминалистического учения о техногенных источниках повышенной опасности. — М., 2005. — С. 44.
  • 2Х Бойцов Л.И. Преступления против собственности. — СПб., 2002. — С. 741.
  • Корма В.Д. Указ соч. — С. 40.
  • Кульмашев Ф.Х. Современное состояние, содержание и перспективы развития криминалистического учения об автотранспортном средстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2006. — № 1. — С. 234.

Механическое транспортное средство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *