Какой штраф предусмотрен за езду по обочине?

Статьи Сохранить у себя:

Какой штраф предусмотрен за езду по обочине? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2018 году составляет

1500 руб. (со скидкой 50% 750 руб.)

Статья 12.15.1 КоАП РФ

В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Определение понятия «обочина»

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине?

Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

Штраф за езду по правой обочине

Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

Кому разрешено движение по обочине

В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

Закон

Есть смысл сделать поправку.

Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

· Мопеды, не создающие помех пешеходам

· Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

· Автомобили экстренных служб

· Машины коммунальных служб

· Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

· Гужевые повозки

· Велосипедисты

· Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

· Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2018 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Что такое обочина и кому разрешено движение по ней

Как гласит пункт 1.2 правил дорожного движения, под обочиной следует понимать крайнюю часть проезжей части. От основной дороги ее чаще всего отличает другой тип покрытия. Помимо этого, обочина бывает обозначена разметкой 1.2.1 или 1.2.2.

Движение по обочине строго запрещено, поскольку может создать угрозу для пешеходов, находящихся в это время на ней либо для велосипедистов. Об этом гласит пункт 9.9 правил дорожного движения.

Автолюбитель может поворачивать на обочину только для того, чтобы припарковать на время свое транспортное средство и только с правой стороны проезжей части. Об этом говорится в пункте 12.1 правил дорожного движения. Также в нем рассказывается, когда можно совершить остановку на левой стороне обочины, а именно:

  • С одной полосой движения транспортных средств. В данном случае стоянка автомобиля на обочине разрешается для каждого направления и только при отсутствии посредине дороги трамвайных путей.
  • При одностороннем движении. Если речь идет о транспортных средствах, чья грузоподъемность более 3,5 тонн, то им разрешается вставать с левой стороны обочины только для того, чтобы выгрузить и (или) загрузить груз.

Движение по обочине разрешено для:

  • автотранспорта служб коммунального хозяйства;
  • автотранспорта служб дорожного хозяйства;
  • автотранспорта, подвозящего груз к объектам для погрузки-выгрузки, если таковые находятся вблизи края дороги.

Помимо этого, двигаться по обочине, не создавая помех пешеходам, разрешается:

  • велосипедистам, чей возраст перешел отметку в 14 лет, если при этом на дороге отсутствуют специальные места для движения велосипедов (пункты 24.2 и 24.6 ПДД);
  • мопедам (пункт 24.7 ПДД);
  • гужевому транспорту и вьючным животным (пункт 25.5 ПДД).

В остальных случаях подобные маневры запрещены. Какой штраф за езду по обочине придется заплатить автолюбителям, об этом речь пойдет далее.

Штраф за езду по обочине

Штраф за обочину предусмотрен статьей 12.15 части 1 КоАП. Если говорить о том, сколько составляет его размер, то сумма взыскания определена в 1500 рублей. Такое наказание назначается в том случае, если автолюбитель совершил объезд по обочине с правой стороны.

Чаще всего такой маневр совершается для объезда затора на дороге. Многие активисты считают, что наказание в 1500 рублей слишком мягкое и предлагают ввести более суровое взыскание. Однако на сегодняшний день КоАП в этой части пересмотрен не был.

Штраф за движение по краю дороги, а именно – по обочине может иметь больший размер.

Если автолюбитель свернул налево для объезда пробки, и совершил маневр по левой стороне обочины, то это уже считается грубым нарушением ПДД. В данном случае последует не только наказание за езду по обочине, а и за выезд на встречную полосу движения. Размер штрафа в такой ситуации может составить 5000 рублей.

Помимо этого, автолюбитель, объезжавший затор с левой стороны обочины, может быть подвергнут более суровому наказанию. Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший данное правонарушение, имеет право передать дело в суд, чтобы виновника лишили прав. Срок в данном случае может составить от 4 месяцев до полугода. Если в течение года данное правонарушение оштрафованный автолюбитель совершит повторно, то он имеет все шансы стать пешеходом на 1 год.

Помимо того, что запрещено ездить по краю дороги, запрещено также объезжать впередиидущий транспорт в том случае, если автолюбитель не сумеет вернуться на полосу движения, не создав при этом помех другим участникам дорожного движения. Это предусмотрено пунктом 11.2 ПДД. В том случае, если сотрудник ГИБДД квалифицирует нарушение правил именно по этому пункту, то размер штрафа составит 5000 рублей. Это наказание предусмотрено статьей 12.15 части 4 КоАП. Помимо этого, данное правонарушение может иметь более суровое наказание в виде лишения автолюбителя водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода. Повторное правонарушение имеет взыскание в виде лишения прав сроком на 1 год.

Выписать штраф за езду по краю дороги может сотрудник ГИБДД. Также квитанция со штрафом может прийти по почте, если правонарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. Лишить водителя прав может только суд.

Автолюбитель, поворачивающий на обочину дороги, создает помехи и угрозу для других транспортных средств, а также пешеходов. Поэтому данный маневр подвергается взысканию. Даже при движении по краю дороги с аварийным сигналом не является исключением. Избежать наказания не получится в любом случае, поэтому лучше всего набраться терпения и переждать пробку.

Информация на сайте актуальна в 2017 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2018 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

Парадокс нетерпения

Согласно п.1.2 ПДД РФ, «обочина» — крайняя часть дороги, отличающаяся от проезжей части типом покрытия или выделенная разметкой 1.2.1 либо 1.2.2.

Именно по обочине наиболее нетерпеливые водители стремятся объехать автомобильные «пробки». Нередко создавая опасность для тех, кому по этой части дороги двигаться разрешено (пешеходов, велосипедистов и т.д.).

Пытаясь с обочины вновь вернуться в «свой» ряд, нарушители создают помехи движению и еще более увеличивают затор. За такие маневры с нарушением ПДД РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ предусматривает наказание от штрафа в 1500 рублей до лишения водительского удостоверения (ВУ).

П. 9.9 ПДД РФ запрещает движение транспортных средств (ТС) по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них разрешен исключительно для остановки и стоянки (12.1 ПДД РФ), на правой стороне дороги. На левой стороне остановка и стоянка разрешены в населенных пунктах на дорогах:

  • с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
  • с односторонним движением (грузовым автомобилям массой более 3,5 т — лишь остановка для загрузки или разгрузки).

По обочине разрешается движение машин

  • коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • подвозящих грузы к объектам (в том числе торговым), расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов.

По обочине допускается не создающее помех пешеходам движение:

  • велосипедистов старше 14 лет, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности двигаться по ним, либо по правому краю дороги (п.24.2, п.24.6 ПДД РФ);
  • мопедов (п.24.7 ПДД РФ);
  • гужевых повозок, верховых и вьючных животных (только в один ряд возможно правее), п.25.2 ПДД РФ.

Наказание за движение по обочине

1. Проезд и обгон по правой обочине трактуются как нарушения маневрирования и правил обгона и по ст.12.15, п.1 КоАП РФ наказываются штрафом в 1500 рублей.

2. Обгон транспорта, чаще всего автомобильных заторов, по левой обочине (обочине встречной полосы) наказывается более серьезно. Так как к нарушениям правил маневрирования и обгона добавляется движение по встречной полосе. Здесь действуют все запреты ПДД РФ, связанные с обгоном и выездом на «встречку».

Кроме того, согласно п.11.2 ПДД РФ, запрещено совершать обгон, если по завершении обгона водитель не сумеет, не создав опасности для движения и помех обгоняемому автомобилю, вернуться на ранее занимаемую полосу.

За нарушение водителю грозит по ст.12.15, п.4 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей;
  • или лишение ВУ на 4-6 месяцев.

При повторном правонарушении, по ст.12.15, п.5 КоАП РФ

  • штраф в 5000 рублей (если правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме камерами фотовидеофиксации);
  • или лишение ВУ до 1 года.

ПРИМЕЧАНИЕ. Аргументы водителя, объезжавшего пробку по обочине встречной полосы, в пользу штрафа в 1000-1500 рублей за объезд препятствия по «встречке» (ст.12.5, п.2) не пройдут. Согласно п.1.2 ПДД РФ затор на дороге, как и ТС, остановившееся на дороге в соответствии с ПДД РФ препятствием не являются.

Некоторые водители оправдывают свой въезд на обочину тем, что выехав и не найдя подходящего места для остановки, вынуждены были продолжить движение по ней. Но никто не мешал им, подыскивая подходящее для остановки своего авто место на обочине, двигаться в своем ряду.

От езды несознательных автомобилистов по обочинам

  • пробки увеличиваются;
  • возрастает нервозность водителей;
  • мелкие ДТП случаются чаще.

Видео: Езда по обочине

Видеоролик с Приозерского шоссе (Санкт-Петербург) за 4 минуты без слов убеждает в неизбежности наказания за езду по обочине.

Видео: Езда по встречной обочине

Автомобильный затор сродни очереди в магазине, попытки «самых умных» с помощью проезда по обочине «влезть без очереди» вызывают законное раздражение у сознательных граждан, некоторые из которых могут умело «отмстить» торопыгам, банально заблокировав дальнейший путь по обочине.

Например, так как, как сделано в этом видеоролике. Хотя вряд ли нарушители сделали из этого правильные выводы.

Видео: Пикник на обочине

Справедливость и безопасность на дороге должны охранять сотрудники ГИБДД, используя предусмотренные законом вполне конкретные наказания за запрещенное правилами движение автомобилей по обочине. Но и внутренняя культура водителя, и соблюдение им ПДД РФ не отменяются.

Штрафы за езду по обочине

Размер штрафа за этот вид административного правонарушения увеличивался не раз. Несколько лет назад он составлял 500 рублей, потом 1000, потом 1500. Но этот штраф мало пугает нетерпеливых водителей. Сумма небольшая, поэтому многие из водителей не обращают на нее внимание и пробуют обойти транспортный поток.

Штраф за обочину в 2019, так же, как и в 2017-ом, составляет 1500 рублей. Для многих водителей сумма небольшая, поэтому эффективность такого наказания невысока. По этой причине некоторые активисты различными путями (в частности, через сервис «Российская общественная инициатива») добиваются увеличения суммы штрафа в несколько раз. Это может помочь решить проблему с обгонами транспортных пробок по обочине и негативными последствиями от таковых обгонов.

Но повышение штрафов приведет к реальному результату только тогда, когда водители будут осознавать необратимость наказания. Для этого по всей стране активно вводятся центры фотовидеофиксации правонарушений на дороге. С помощью таких центров контролируется не только скорость автомобилей, но и езда по обочине.

Видео: О езде по обочине на Первом канале

Для кого предназначен тротуар и что об этом написано в ПДД?

Правила Дорожного движения обозначают тротуар, как элемент дорожного полотна, передвигаться по которому разрешается исключительно пешком. Как правило, пешеходную часть дороги отделяют от автомобильных полос газоном или бордюром. Бордюры и газоны предназначены для ограничения движения машин.

Существует ещё один вид пути, рассчитанный только на пешеходов – пешеходная дорожка. В отличие от тротуара дорожки располагаются около шоссе или на существенном удалении от него (например, в парках или скверах). Для обозначения путей пешего передвижения разработан специальный дорожный знак (пункт 4.5.1), который по общим правилам действует до ближайшего перекрёстка.

Часто водители нарушают ПДД оттого, что не замечают различий между обочиной и тротуаром.

Особенности обочины, как элемента дороги, заключаются в следующем:

  1. Имеет иные покрытие и разметку.
  2. Находится на уровне проезжей части.
  3. Примыкает к дорожному полотну.
  4. Не используется для пешего передвижения.

На вопрос: допускается ли движение автомобилей по тротуарам (или пешеходным дорожкам), Правила дорожного движения дают положительный ответ в следующих ситуациях:

  • для машин спецтехники (например, аварийные службы);
  • для личного ТС, если нет иной возможности подъехать к домовой парковке;
  • для выгрузки товара в магазин (погрузки для доставки покупателю).

Законодатель категорически запрещает размещение транспортных средств на тротуарах независимо от времени остановки. Движение по тротуару ПДД также не разрешают.

Как можно самостоятельно бороться с автохамством?

Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.

Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:

  1. Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
  2. Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.

Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.

В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:

  • модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
  • данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
  • адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
  • краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
  • дата и время происшествия;
  • контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).

Указание личной информации является обязательным требованием, анонимное обращение не будет рассматриваться органами охраны правопорядка.

По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.

Кому, кроме автомобилистов, запрещено движение по тротуару?

Список транспортных средств, которым не разрешается ездить в пешеходных зонах знаком «Стоп», не ограничивается автомобилями.

Запрещается передвигаться по аллеям и тротуарам водителям, управляющим следующими устройствами:

  1. Мотоцикл.
  2. Скутер.
  3. Мопед.
  4. Электромобиль.

Действие статьи 12.15 КоАП РФ распространяется на владельцев перечисленных классов ТС (езда по тротуару штраф 2000 рублей).

Мотоцикл и скутер обладают большей степенью опасности для пешехода, чем автомобиль. Водители двухколёсных агрегатов чаще заезжают на аллеи и дорожки. Наказать их довольно сложно, так как лицо нарушителя закрыто шлемом, госномер зафиксировать трудно.

Отдельное место в этом ряду занимают велосипедисты. При отсутствии специальных знаков ПДД не разрешают их передвижение в пешеходных зонах. Размер штрафа за проезд на велосипеде составляет 800 рублей.

Однако, если рядом нет выделенных велосипедных полос, и водитель двухколёсного ТС никому не мешает, сотрудники ГИБДД не препятствуют езде по тротуару.

Лица, ведущие в руках мопеды, скутеры и велосипеды, считаются пешеходами

Как это работает в реальной жизни?

Правила создаются для того, чтобы их соблюдать. Однако жизненные реалии отличаются от предписаний, установленных на бумаге. В любых правилах существуют исключения.

Ситуации, когда вождение или стоянка на тротуарных дорожках могут быть разрешены:

  • подъезд к торговым площадкам, расположенным в пешеходных зонах;
  • подъезд к парковкам, находящимся внутри жилого комплекса.

Действия сотрудников ГИБДД могут быть разными в случаях, которые кажутся одинаковыми на первый взгляд.

Проезд к месту проживания

Внутри массива многоквартирных домов расположена официальная парковка для жильцов. Заехать на стоянку возможно только по тротуару. Патруль ДПС остановил водителя посреди пешеходной зоны. Автолюбитель представил документ, подтверждающие его место проживания, чем оправдал нарушение ПДД. Сейчас подобные ситуации широко распространены по всей стране.

Подъезд к магазину

Торговая точка, расположенная в пешеходной зоне, имеет специальный проезд для разгрузки товаров. Водитель заехал на тротуар, так как подъездной путь был занят другим автомобилем. Инспектор ГИБДД составил протокол и штрафовал шофёра на 2000 рублей. Оправдание водителя, что ему необходимо выгрузить товар, не было принято судом при обжаловании. В данной ситуации новый автомобиль должен был обождать, когда освободится проезд.

Процедура и сроки оспаривания протокола

Постановление инспектора ДПС о штрафных санкциях за административное правонарушение обжалуется, если водитель несогласен с нарушением. Срок принятия встречной жалобы составляет две недели с момента получения документа о назначении наказания. Подать ходатайство следует в районное управление (отдел) ГИБДД.

В заявлении указывается следующая обязательная информация:

  1. Личные данные водителя.
  2. Сведения о постановлении (дата, номер).
  3. Доказательства невиновности автолюбителя.

Следующим шагом является обращение в суд первой инстанции в течение 14 дней после отказа ГИБДД отменить наказание. Рассмотрение материалов дела в суде занимает не более 2 месяцев. Если водитель сможет доказать, что движение по тротуару явилось вынужденным манёвром, суд вынесет решение в его пользу.

Практика показывает, что судьи становятся на сторону правонарушителя в 50% случаях.

Движение по тротуарам в любой ситуации является нарушением ПДД. Неоправданная езда в пешеходной зоне представляет реальную опасность для людей. Неоднократное отступление от правил дорожного движения приводит к лишению водительских прав лихачей и автохамов.

Рейтинг автора 0 Панкратов Олег Панкратов Олег Викторович Капитан отдельного батальон ДПС ГИБДД г.Москва Написано статей и ответов 265

Езда по обочине

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *