Основания для общения

Коллекторы вступают в отношения между банком и должником только после того как у последнего появляется задолженность.

Так как банки не имеют возможностей самостоятельно заниматься взысканием долгов (кроме, обращения в суд или к приставам, если нет спорных моментов), то они предпочитают «продать» долг коллектору.

Потому звонить должнику коллектор может только при наличии совокупности оснований:

  • наличие банковского кредита;
  • просрочка погашения кредитного платежа (очередного или полная неуплата);
  • изменение кредитора (банк уступил долг коллекторскому агентству, что подтверждает соответствующим договором).

Иных оснований для общения с коллектором нет.

В случае, если звонит такой взыскатель, то в первую очередь необходимо вспомнить о заключенных кредитных договорах и своевременности погашения своих долгов.

Как действуют взыскатели?

Возможные действия коллекторов законодательно ограничены.

Действовать взыскатели могут следующим образом:

  • звонить должнику;
  • встречаться лично;
  • отправлять сообщения с использованием сервисов Почты России, по электронной почте, посредством СМС-общения.

Иные способы общения возможны только с согласия должника или лица, с кем намечается такое общение.

Пределы действия коллекторов существенным образом ограничены:

  • действием договора или временем наступления периода оплаты по условиям договора (исключение: возможность по ГК РФ или договору требовать досрочного погашения обязательств);
  • ночным временем суток: с 20 до 8 часов в будни, с 20 до 9 часов в выходные.

При выполнении своей работы коллекторы не могут причинять вред должнику, его родственникам, членам семьи, имуществу.

Запрещено взыскателям злоупотреблять своими правами.

Имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника?

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» взыскатель может общаться только с самим должником либо с лицом, предоставившим обеспечение по договору (например, поручителем).

На вопрос, имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника, можно ответить утвердительно только при наличии основания:

  • родственник является созаемщиком по договору (значит, отвечает по нему на равных с основным должником);
  • кредитным поручителем, но отвечает он после того, как выяснится, что основной должник не в состоянии погасить долг;
  • в качестве контактного номера телефона должника в анкете, заявке или кредитном договоре прописан телефонный номер родственника.

По иным основаниям, например, в целях воздействия на должника, коллекторы звонить родственникам не вправе.

Исключение: наличие письменного согласия на такое общение родственника должника и самого должника.

Такое согласие должник в любое время вправе отозвать письменно (через нотариуса, по почте в уведомительном порядке, вручив лично под расписку кредитору либо коллекторской организации).

На работу

Коллекторы при выполнении своих обязанностей звонить в первую очередь начинают по указанным телефонам для контактов в договоре.

Если указан рабочий номер родственника должника, то первый звонок состоится на этот номер.

В целях пресечения повторных звонков на работу необходимо сообщить коллекторскому сотруднику о нежелании общаться. После этого звонки по рабочим номерам коллекторами недопустимы.

Перед тем как выяснять, имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника на работу, стоит узнать, какой номер для контактов был указан в анкете на кредит.

Могут ли угрожать?

Манеры поведения коллекторов существенно ограничены законодательно.

При общении с должником, его родственником, иным человеком не допустимы угрозы:

  • причинения вреда здоровью или убийством;
  • уничтожения имущества или нанесения ему повреждений.

Если коллектор угрожает убить родственника должника, например, при отказе сообщить сведения о самом должнике, то такие действия подпадают под квалификацию по статье 119 УК РФ.

Уголовно наказуемой является угроза, которая воспринимается как реальная для исполнения (например, намерение ее исполнить исходят из обстановки, наличия оружия у коллектора).

Если коллектор угрожает родственнику расправой или причинением вред здоровью с целью заставить родственника погасить долг вместо основного должника и передать денежные средства взыскателю, то, в зависимости угрожаемого вреда, обстановки, наличия оружия, поведение коллектора может быть квалифицировано как разбойное нападение, грабеж или вымогательство.

При поручительстве

Коллекторы вправе звонить и общаться с родственником должника, если этот родственник является поручителем по кредиту.

По условиям статьи 363 ГК РФ, поручитель отвечает по договору:

  • наравне с должником;
  • дополнительно (вступает в отношения, когда должник не может погасить часть или полностью свой долг).

По общему правилу ответственность поручителя наравне с должником – солидарная. Но договор может предусматривать ответственность дополнительную (субсидиарную). Также это может быть указано в сиу закона, например, поручитель в договоре долевого строительства отвечает только, если должник не может исполнить обязанность.

Потому звонить родственникам-поручителям вправе коллектор.

Вступая в отношения поручительства по кредиту, важно помнить в каком случае наступает обязанность поручителя погасить долг за должника.

При общении с коллектором необходимо выяснить, а обращались ли коллекторы за исполнением первоначально к стороне кредитного договора.

Следует знать, как грамотно разговаривать с коллекторами по телефону.

Как общаться с коллекторами и сотрудниками отдела взыскания банка? Узнайте .

Подача жалобы

Первоначально, еще в досудебном урегулировании, действия взыскателя обжалуются в порядке его подчиненности – руководителю коллекторского агентства (если коллектор является его сотрудником).

Иногда от имени агентства по взысканию долгов общается не его сотрудник. Действия такого «пережитка бандитского постсоветского прошлого» необходимо обжаловать только правоохранительным органам (прокуратура, СК РФ) путем направления заявления.

Общим содержанием и для жалобы и для заявления является наличие сведений:

  1. Адресат сообщения. Наименование коллекторского агентства должно содержаться в доверенности или удостоверении его сотрудника (взыскатель обязан представить такие документы лицу, с которым общается по поводу конкретного долга).
  2. От кого сообщение (собственные ФИО, адрес проживания и контакты для связи).
  3. Суть обращения (изложение фактов).
  4. Дата и подпись заявителя.

Для оперативности разбирательства к обращению стоит приложить все имеющиеся доказательства неправомерности действий коллектора (например, фото, видео, запись разговора, справки о побоях с травмпункта).

Образец жалобы на коллекторов в полицию тут.

Что делать, чтобы прекратить преследование?

Пресечь действия наиболее настырных коллекторов родственниками должника можно путем:

  • вежливого и спокойного разговора, если цель коллектора добиться, чтобы родственник сам погасил долг или стал требовать у должника исполнения кредитных обязанностей, то такой коллектор потеряет интерес к спокойному, «непрошибаемому», собеседнику;
  • отключения телефона;
  • направления жалобы его работодателю;
  • написания заявления в прокуратуру или при в СК РФ уже о преступном поведении.

Законодательно с 2019 г. пределы общения коллекторов с родственниками должника существенно ограничиваются.

Устанавливается запрет звонить по ночам, вводится максимальное число звонков в день и прекращение таких действий, если родственник об этом заявляет.

Закон о деятельности коллекторов устанавливает время для звонков.

Как можно бороться с коллекторами? Читайте .

Что делать, если звонят коллекторы и угрожают? Полезные рекомендации в этой статье.

Коллекторы при выполнении своей работы должны действовать добросовестно и правомерно.

Взыскатели, не допускающие в своем поведении нарушении прав людей (например, родственников должника), не досаждают их звонками, визитами, иными формами общения. А неправомерные действия стоит сразу же пресекать.

Кто же такие коллекторы?

Коллекторские агентства не являются государственными учреждениями, никак фактически не связаны с банками, а уровень их юридических прав не превышает права обычного ООО (общества с ограниченной ответственностью).

Основная деятельность организаций направлена на выкуп прав по кредитам у других заемщиков.

Обычно кредиторы передают долги коллекторам в запущенных случаях, когда клиент долгое время не вносит ежемесячные платежи, не идет на контакт с сотрудниками банка или другой кредитной организации, выдавшей займ. Тем не менее, отмечены случаи, когда к «сборщикам» попадают и «свежие» долги с небольшой просрочкой.

Схемы работы коллекторских агентств:

  1. При передаче прав по договору кредитования, заемщиком должника фактически становится коллекторское агентство. Соответственно, оно может предъявлять требования по погашению задолженности, ссылаясь на условия соглашения, подписанного с банком во время оформления займа.

Законна ли деятельность коллекторов в этом случае, до сих пор остается под большим вопросом. В действующем законодательстве на этот счет присутствует ряд спорных моментов, которые не дают возможности однозначно оценить сложившуюся ситуацию. Нередко споры между коллекторскими агентствами и должниками доходят до суда, но, к сожалению, выигранных процессов больше у кредиторов.

  1. Существует также и вторая схема работы коллекторов, когда они выступают в роли наемных работников банка. Это значит, что все права остаются у прежнего кредитора, но профессиональное агентство занимается поисками и увещеваниями должников.

Если вы подпишите подобное соглашение, то передача информации о задолженности перед банком коллекторам будет вполне законна. В противном же случае, вы можете ссылаться на «банковскую тайну», которая не позволяет сотрудникам кредитора сообщать состояние вашего долга, а также телефоны и адреса посторонним организациям.

Права коллекторов

Получая полномочия от банка или же полностью выкупая права по кредиту, коллекторские агентства имеют право на следующие действия в рамках закона:

  1. Сообщить должнику, а также его поручителям, чьи данные значатся в договоре, о сумме задолженности, причинах ее возникновения (просрочки, проценты и пр.), возможных способах погашения.
  2. Предложить условия реструктуризации долга.
  3. Звонить на личный телефон заемщика, а также по другим телефонным номерам, которые клиент банка указал при составлении договора. Связываться с должником любыми другими способами с помощью им же предоставленных контактов: писать смс и сообщения на электронную почту, письма по адресу проживания или работы, оставлять телеграфные или голосовые сообщения.
  4. Проинформировать заемщика о возможных правовых последствиях, которые возникнут в случае непогашения кредита в установленные сроки. К ним относятся: штрафы, начисление пени, передача дела в суд и пр.

Также в законодательстве четко обозначено, на что у коллекторов нет прав и полномочий:

  1. Каким-либо образом пытаться взаимодействовать с заемщиком в период с 22.00 до 8.00 в рабочие дни и с 20.00 до 9.00 в выходные и праздники.
  2. Изменять содержание и условия договора без согласия второй стороны, в том числе систему начисления штрафов или процентов.
  3. Входить в дом или на территорию другой частной собственности заемщика, его родственников или знакомых без согласия хозяина.
  4. Сообщать посторонним лицам (которые не прописаны в договоре) информацию о состоянии задолженности, а также любые другие личные данные должника.
  5. Угрожать, применять силу, портить личные вещи должника, а также изымать деньги или имущество без соответствующего решения суда.

Тем не менее, чтобы обезопасить себя от незаконных действий, при первой же встрече запишите личные данные коллектора, а также название компании, которую он представляет. Если со стороны «сборщика» будут совершены противоправные меры, обратитесь в полицию.

Что делать в случае звонков росдтвенникам?

Звонок от коллектора мало кого обрадует, особенно, если человек даже представления не имеет, о каком кредите идет речь.

К сожалению, многие непрофессиональные фирмы готовы воспользоваться любым способом давления на должника.

Для этого они контактируют с родственниками, друзьями или коллегами заемщика, пытаясь угрозами или манипуляциями вынудить их повлиять на разрешение ситуации. Что же об этом говорит закон?

Коллекторы имеют право использовать только те номера, которые:

  1. были прописаны вами лично в договоре при его заключении с изначальным кредитором;
  2. вы сами сообщили при личной встрече или в телефонном разговоре, указав их в качестве допустимых контактов.

Соответственно, коллекторы не имеют права звонить вашим родственникам с любыми просьбами или пожеланиями, которые касаются непогашенного кредита. Более того, они даже не могут сообщить им, что долг вообще существует!

Но что же делать, если родственникам все же поступают незаконные звонки? Можно ли как-то повлиять на коллекторов через органы правопорядка?

К сожалению, ответ отрицательный. Можно попробовать обратиться в полицию или даже в суд, но из-за обычных звонков без угроз и других противоправных действий, особых результатов добиться не получится. Лучше всего поступить следующим образом:

Пусть родственники отвечают коллекторам вежливо и спокойно. Скажут, что не в курсе вашего фактического места проживания или ваших финансовых проблем. Если звонки не прекратятся, то возьмите за правило записывать все разговоры с коллекторами, благо, практически все современные телефоны оснащены подобной функцией.

Если в ходе беседы будут слышны явные угрозы или вымогательство, смело обращайтесь за помощью в Роспотребнадзор.

Если коллекторы звонят родственникам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *