О роли труда в жизни человека (обзор дисциплины, понятие и предмет).

В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда — серьезный и ответственный шаг. От него зависит благосостояние твоей семьи, жизненные перспективы. В настоящее время во всех сферах экономики ощущается потребность в повышении образовательного уровня работников, увеличивается спрос на квалифицированный, профессиональный труд. Поэтому все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым. Мировой опыт подсказывает тенденцию более позднего вступления молодежи в активную трудовую деятельность. Но по данным ВЦИОМ (всероссийский центр изучения общественного мнения) почти треть россиян заработала свои первые деньги в 15-17 лет. В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Неудивительно, что труд подростков в различных организациях стал обыденным явлением. Трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности.

В трудовые отношения в течение своей жизни вступают практически все люди. Но вот распространяться нормы трудового права на людей начинают гораздо позже, чем нормы гражданского или семейного права. Для того, чтобы реализовать свое право на труд, необходимо обладать трудовой дееспособностью.

Трудовая дееспособность граждан РФ наступает в возрасте 16 лет. Это указано в статье 63 Трудового кодекса РФ. Трудовая дееспособность (трудоспособность) – способность физического лица реализовывать свое право на труд путем заключения трудового договора (контракта). Однако там же содержится оговорка, которая позволяет людям заключать трудовые договоры в более раннем возрасте. Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор в случае, если они уже получили основное общее образование либо оставили общеобразовательное учреждение в соответствии с федеральным законом. С учащимися, достигшими 14-летнего возраста, может быть заключен трудовой договор только с согласия родителей или опекунов и только для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения. Как правило, речь идет в этом случае о работе на каникулах.

Однако существуют ситуации, когда трудовой договор заключается и в более раннем возрасте. Дети снимаются в кино, играют в театре, выступают в концертах и на арене цирка. Для выполнения подобной работы творческого характера можно заключать трудовой договор и с лицами, не достигшими возраста 14 лет. Однако в этом случае требуется не только согласие одного из родителей, но и согласие органа опеки и попечительства. Стоит, кстати, обратить внимание на то, что дети могут распоряжаться собственным заработком, но лишь в пределах, обозначенных Гражданским кодексом РФ, то есть малолетний ребенок на свой гонорар все равно не сможет заключить крупную сделку.

Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска, учета трудового стажа (оформления трудовой книжки) и т. д. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защитить свои права.

Что же такое трудовое право?

Трудовое право – это самостоятельная отрасль права, регулирующая комплекс общественных отношений в сфере труда.

Какие это общественные отношения в сфере труда? (статья 1 ТК РФ. задачи)

1) по организации труда и управлению трудом;

2) трудоустройству у работодателя;

3) подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя;

4) социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5) участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

6) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

7) государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8) разрешению трудовых споров;

9) обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Перечисленные акты, являющиеся источниками трудового права, должны соответствовать ТК РФ и другим федеральным законам. Подзаконные акты нижестоящего уровня должны соответствовать вышестоящим по юридической силе подзаконным нормативным актам. Нормативные правовые акты федерального уровня, вступающие в противоречие с ТК РФ и федеральными законами, нормативными правовыми актами, вышестоящими по юридической силе, могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ на предмет признания их недействующими. Признание нормативного правового акта недействующим означает утрату им юридической силы с момента вступления решения суда об этом в законную силу. Нельзя не заметить, что нормотворчество федеральных министерств и ведомств имеет дополнительные ведомственные средства контроля за соблюдением изданных предписаний. Данные предписания далеко не всегда соответствуют требованиям вышестоящего по юридической силе законодательства. Но с точки зрения материализации в конкретные отношения нормы ведомственного нормотворчества имеют приоритет перед вышестоящим по юридической силе законодательством. Существующий судебный контроль призван обеспечить материализацию в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права, предписаний федеральных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. Данный контроль имеет и свои особенности, которые связаны с множественностью актов федерального уровня, направленных на регулирование трудовых отношений, и их применением не только исходя из приданной акту юридической силы, но и с точки зрения отражения в его содержании прав и интересов работников. Поэтому не должен признаваться недействующим федеральный нормативный правовой акт, имеющий меньшую юридическую силу, но предоставляющий дополнительные льготы работникам по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Исключением из этого правила могут стать лишь случаи издания акта с превышением полномочий федеральным органом государственной власти.

>Тема1: Трудове право як галузь права України.

1.Поняття трудового права України як галузі права. Трудове право україни як наука, навчальна дисципліна та система законодавства.

Трудове право України — це система встановлених або санкціонованих державою правових норм, якими врегульовуються трудові та тісно пов’язані з ними відносини суспільної організації праці.

Трудове право за своєю суттю є правом захисту інтересів людини праці, захисту працівника від експлуатації з боку роботодавця. Трудове право зародилося у цивільному праві й лише усвідомлення суспільством необхідності забезпечення соціальних прав людини у процесі здійснення найманої праці дозволило трудовому праву набути статус самостійної галузі права. Трудове право завжди було публічно-правовим, хоча зміст кожної із засад, їх співвідношення у різні періоди історичного розвитку нашої держави були різними. У сучасному трудовому праві України поєднуються публічні й приватні засади та окреслилася тенденція до переваги приватних. Починаючи з 90-х років, набули значного поширення договірні засади регулювання трудових відносин, зросла роль колективного договору, почали укладатися угоди на різних рівнях. Публічність у трудовому праві полягає в особливій ролі держави, яка на законодавчому рівні встановлює мінімальні загальнообов’язкові соціальні стандарти у сфері праці норми підвищеного соціального захисту для окремих категорій працівників виступає гарантом дотримання соціальних прав людини у сфері праці, передбачених міжнародно-правовими актами, Конституцією і трудовим законодавством України а також у наявності й функціонуванні державних підприємств, установ та органів, котрі діють як роботодавці й забезпечують робочі місця в обов’язку держави здійснювати діяльність щодо бронювання і створення робочих місць та фінансування програм щодо зайнятості й професійного навчання населення.

Держава гарантує кожному право на працю шляхом встановлення рівних можливостей для працевлаштування за вільним вибором. Конституція України не передбачає обов’язок працювати, громадяни мають змогу самі обирати види і тривалість своєї трудової зайнятості та соєю працею заробляти собі на життя.

Трудове право – це сукупність правових норм, які регулюють трудові відносини всіх працівників різних підприємств, установ, організацій незалежно від форми власності, виду діяльності і галузевої належності.

У сучасних умовах трудове право формується на базі:

1) встановлених державою правових норм (так званого писаного права);

2) міжнародно­правових норм, що регулюють трудові відносини іратифіковані в установленому порядку (конвенції Міжнародної організації праці та інших організацій);

3) договірного права, тобто правил, встановлених шляхом взаємних угод – тарифних чи колективних договорів тощо;

4) звичаєвого права, судової практики та юридичної науки (так званого неписаного трудового права).

Наука трудового права — це теоретичні погляди, судження та висновки, які стосуються проблем правового регулювання суспільних відносин у сфері організації та застосування праці. Наука трудового права вивчає норми права та нормативні акти, досліджує і оцінює систему норм трудового права та нормативні акти з точки зору соціальної справедливості, демократизму. Порівнюється система трудового права України та інших держав і міжнародно-правове регулювання праці. У системі науки трудового права теж виділяється Загальна та Особлива частини. В Загальній частині розглядаються предмет, метод і система трудового права та інші питання. Особлива частина науки трудового права містить вчення щодо працевлаштування, трудового договору, міжнародно-правове регулювання праці та ін. Система науки трудового права та навчальної дисципліни значно ширша за систему галузі трудового права та систему трудового законодавства.

Навчальна дисципліна «Трудове право України» поділяється на три частини: Загальну, Особливу і Спеціальну.

До Загальної частини навчальної дисципліни входить вивчення предмета, методу та системи трудового права, джерел та основних принципів правового регулювання праці, а також правовий статус суб’єктів трудового права та видів правовідносин у сфері трудового права.

З навчальною метою до Загальної частини програми включені права трудових колективів і професійних спілок у сфері праці та соціально-партнерські угоди. Ці інститути трудового права мають важливе значення для вивчення усіх інститутів Особливої частини трудового права.

Спеціальна частина навчальної дисципліни «Трудове право України» охоплює також вивчення міжнародно-правового регулювання праці (зарубіжне трудове законодавство, порівняльне трудове право, міжнародне трудове право).

Система трудового законодавства являє собою сукупність нормативно-правових актів про працю. Система трудового права співвідноситься з системою трудового законодавства як зміст і форма.

Система трудового законодавства на відміну від системи трудового права, складається з правових норм і є сукупністю нормативно-правових актів про працю. Система трудового права проявляється у трудовому законодавстві, яке є джерелом трудового права.

  • Часть ПЕРВАЯ
  • Раздел I. Общие положения 1 — 22
  • Глава 1. Основные начала трудового законодательства 1 — 14
  • Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений 15 — 22
  • Часть ВТОРАЯ
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда 23 — 55
  • Глава 3. Общие положения 23 — 28
  • Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве 29 — 34
  • Глава 5. Органы социального партнерства 35 — 35.1
  • Глава 6. Коллективные переговоры 36 — 39
  • Глава 7. Коллективные договоры и соглашения 40 — 51
  • Глава 8. Участие работников в управлении организацией 52 — 53.1
  • Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства 54 — 55
  • Часть ТРЕТЬЯ
  • Раздел III. Трудовой договор 56 — 90
  • Глава 10. Общие положения 56 — 62
  • Глава 11. Заключение трудового договора 63 — 71
  • Глава 12. Изменение трудового договора 72 — 76
  • Глава 13. Прекращение трудового договора 77 — 84.1
  • Глава 14. Защита персональных данных работника 86 — 90
  • Раздел IV. Рабочее время 91 — 105
  • Глава 15. Общие положения 91 — 99
  • Глава 16. Режим рабочего времени 100 — 105
  • Раздел V. Время отдыха 106 — 128
  • Глава 17. Общие положения 106 — 107
  • Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни 108 — 113
  • Глава 19. Отпуска 114 — 128
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда 129 — 163
  • Глава 20. Общие положения 129 — 132
  • Глава 21. Заработная плата 133 — 158
  • Глава 22. Нормирование труда 159 — 163
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации 164 — 188
  • Глава 23. Общие положения 164 — 165
  • Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность 166 — 169
  • Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей 170 — 172
  • Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук 173 — 177
  • Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора 178 — 181.1
  • Глава 28. Другие гарантии и компенсации 182 — 188
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда 189 — 195
  • Глава 29. Общие положения 189 — 190
  • Глава 30. Дисциплина труда 191 — 195
  • Раздел IX. Квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников 195.1 — 208
  • Глава 31. Общие положения 195.1 — 197
  • Глава 32. Ученический договор 198 — 208
  • Раздел X. Охрана труда 209 — 231
  • Глава 33. Общие положения 209 — 210
  • Глава 34. Требования охраны труда 211 — 215
  • Глава 35. Организация охраны труда 216 — 218
  • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда 219 — 231
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора 232 — 250
  • Глава 37. Общие положения 232 — 233
  • Глава 38. Материальная ответственность работодателя перед работником 234 — 237
  • Глава 39. Материальная ответственность работника 238 — 250
  • Часть ЧЕТВЕРТАЯ
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников 251 — 351.5
  • Глава 40. Общие положения 251 — 252
  • Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями 253 — 264
  • Глава 42. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет 265 — 272
  • Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации 273 — 281
  • Глава 44. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству 282 — 288
  • Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев 289 — 292
  • Глава 46. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах 293 — 296
  • Глава 47. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом 297 — 302
  • Глава 48. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц 303 — 309
  • Глава 48.1. Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям 309.1 — 309.2
  • Глава 49. Особенности регулирования труда надомников 310 — 312
  • Глава 49.1. Особенности регулирования труда дистанционных работников 312.1 — 312.5
  • Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях 313 — 327
  • Глава 50.1. Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства 327.1 — 327.7
  • Глава 51. Особенности регулирования труда работников транспорта 328 — 330
  • Глава 51.1. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах 330.1 — 330.5
  • Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников 331 — 336
  • Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей 336.1 — 336.3
  • Глава 53. Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей 337 — 341
  • Глава 53.1. Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) 341.1 — 341.5
  • Глава 54. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций 342 — 348
  • Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров 348.1 — 348.12
  • Глава 55. Особенности регулирования труда других категорий работников 349 — 351.5
  • Часть ПЯТАЯ
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права 352 — 419
  • Глава 56. Общие положения 352 — 352
  • Глава 57. Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 353 — 369
  • Глава 58. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами 370 — 378
  • Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав 379 — 380
  • Глава 60. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров 381 — 397
  • Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров 398 — 418
  • Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права 419 — 419
  • Часть ШЕСТАЯ
  • Раздел XIV. Заключительные положения 420 — 424

Что такое трудовое право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *