Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФ занимается конституционным контролем, т.е. следит за тем, чтобы самые важные нормативные акты России не противоречили Конституции РФ.

Он действует на основании ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

Дела, которые он рассматривает, можно разделить на несколько групп.

Дела по запросам государственных органов

К первой группе относятся дела по запросам Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, одной пятой членов Совета Федерации РФ или одной пятой депутатов Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

По их запросам Конституционный суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента (т. е. его нормативных указов и распоряжений), Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

в) договоров между органами власти России ее субъектов и между органами власти самих субъектов Российской Федерации;

г) международных договоров, которые еще не вступили в силу.

Постановления по этим делам интересны для нас тем, что часто ими признаются неконституционными правовые акты, которые касаются наших прав и обязанностей. Поэтому, изучая правовую сторону дела, нужно проверить, не высказывался ли Конституционный суд РФ по вашему вопросу.

“Дело о прописке”

Вот только один пример постановления, которое принял Конституционный суд РФ по запросу губернатора Нижегородской области.

Он признал не соответствующими Конституции РФ пункты 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые были утверждены Правительством РФ.

В них говорилось о том, что срок регистрации гражданина по месту пребывания (т.е. по месту его временного проживания) не может быть больше шести месяцев, и только в исключительных случаях он может быть продлен органом, который занимается регистрацией.

Также в этих Правилах было указано несколько оснований для отказа в регистрации по месту пребывания или жительства. Чтобы суть этого дела стала совершенно понятна нужно сказать, что сегодня регистрация заменила существовавшую ранее прописку.

Конституционный суд РФ указал, что регистрация гражданина по месту жительства, в соответствии с частью первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, проводится после предъявления им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и документа, который является основанием для вселения гражданина в жилое помещение (т.е. ордера, договора, заявления гражданина, который предоставил жилое помещения и т.д.), или его надлежаще заверенной копии. Требование представить другие документы является незаконным.

В соответствии с этим же законом у регистрирующих органов нет права ограничивать время пребывания гражданина там, где он хочет находиться, поэтому регистрация не может ограничиваться шестимесячным сроком.

Проще говоря, в соответствии с этим постановлением гражданин может зарегистрироваться там, где он временно или постоянно живет, не зависимо от того нравится это местным властям или нет и на тот срок, на который пожелает.

Его обязаны зарегистрировать по месту жительства или пребывания по предъявлении документов, установленных законом, а все акты федеральных, региональных и местных властей, которые ограничивают это право, являются незаконными и не должны применяться.

Споры о компетенции

Ко второй группе дел, которые рассматривает Конституционный суд, относятся дела по спорам о компетенции, т.е. о том, к чьему ведению относится решение тех или иных вопросов:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Поскольку споры в таких высоких сферах обычно не затрагивают наши права и свободы, мы просто примем к сведению, что у Конституционного суда есть такие полномочия.

Дела по жалобам граждан

К третьей группе относятся дела о проверке законов, которые применены или должны быть применены в конкретном деле по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и по запросам судов. Именно эти дела представляют для нас самый большой интерес.

Каждый гражданин (или группа граждан), считающий, что его права нарушены каким-либо законом (федеральным или субъекта федерации) может подать жалобу в Конституционный суд и потребовать, чтобы он проверил, соответствует ли этот закон Конституции РФ. Такая же жалоба может быть подана по поводу конституционности части закона, т.е. статьи, пункта, подпункта и даже отдельных предложений.

Жалобу можно подать только в том случае, если:

1) закон затрагивает (т.е. нарушает, ограничивает и т.д.) конституционные (т.е. перечисленные в Конституции РФ) права и свободы гражданина;

2) закон уже применен или должен быть применен в конкретном деле, которое рассматривается или уже рассмотрено в суде или в другом органе.

Второе условия является очень важным, поскольку гражданин может требовать проверки не любого закона, а только того, который создает неудобство именно для него.

К жалобе в Конституционный суд нужно приложить официальный документ, подтверждающий применение или возможность применения закона. Таким документом может быть, например, решение вынесенное по конкретному делу. Должностные лица и органы, рассматривающие судебные и административные дела, обязаны выдавать копии таких документов .

Нужно помнить, что Конституционный суд не пересматривает решения других судов, не рассматривает жалобы на их действия и не имеет права отменять их решения. Т.е. он не является судом последней инстанции, а “всего лишь” решает вопрос о конституционности закона, который обжалуется гражданином. Поэтому жаловаться в Конституционный суд на другие суды и на их решения не нужно.

Обращаться к нему следует тогда, когда вы уверены, что закон, мешающий вам защитить свои интересы, противоречит Конституции РФ и другие способы для выхода их этой ситуации (например, обращение к суду или к другому органу с требованием не применять этот закон) не принесли результата.

Рассмотрение жалобы Конституционным судом — это долгий и сложный процесс. Долгий, потому что количество обращений в Конституционный суд очень велико, и многим приходится ждать не менее года, чтобы их вопрос был рассмотрен.

Сложный, потому что составление жалобы в Конституционный суд и отстаивание перед ним своей позиции — это работа, которая под силу только профессионалу. Не случайно представителями гражданина в Конституционном суде могут быть только адвокаты, а также кандидаты и доктора юридических наук. Конечно, гражданин может не иметь представителя и вести свое дело самостоятельно, но в этом случае его шансы будут очень малы.

Но есть и другой вариант. Любой суд (арбитражный или общей юрисдикции), придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, который он применил или должен применить в конкретном деле, обязан обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке его конституционности.

Другое дело, что не каждый суд станет это делать. Некоторые из них предпочитают “не приходить к выводу” о несоответствии закона Конституции, чтобы не затруднять себе жизнь и никуда не обращаться. Тем не менее, гражданин, заявляющий о неконституционности какого-либо закона, может ходатайствовать об этом, и всегда есть вероятность, что ходатайство будет удовлетворено.

Конституционный суд рассматривает и другие дела, но они не представляют для нас большого интереса.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П “По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713”

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

Конституционный суд рф какие дела рассматривает

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражда­нин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладаю­щий признанной высокой квалификацией в области права. Судья на­значается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пре­бывания в должности — 70 лет.

не может быть больше шести месяцев, и только в исключительных случаях он может быть продлен органом, который занимается регистрацией. Также в этих Правилах было указано несколько оснований для отказа в регистрации по месту пребывания или жительства. Чтобы суть этого дела стала совершенно понятна нужно сказать, что сегодня регистрация заменила существовавшую ранее прописку.

суд РФ указал, что регистрация гражданина по месту жительства, в соответствии с частью первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, проводится после предъявления им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и документа, который является основанием для вселения гражданина в жилое помещение (т.е. ордера, договора, заявления гражданина, который предоставил жилое помещения и т.д.)

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.

«О Конституционном Суде Российской Федерации» . ———————————

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет .

Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. ———————————

См. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г.

«О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «

О Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 607.

Направления деятельности Конституционного Суда РФ, пределы его компетенции

2. нормативные акты уровня субъекта РФ – конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам ведения органов государственной власти РФ, а также в рамках совместного ведения РФ и субъектов РФ; 3.

внутригосударственные договоры нормативного характера – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов: · законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов; суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между высшими государственными органами субъектов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; Для того, чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие «политических игр», в законе четко определено, что он решает только вопросы права.

Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Что рассматривает конституционный суд

Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда.

В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет.

Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Конституционный Суд имеет широкие полномочия.

Важно

Именно данный закон содержит в себе максимально полноценную информацию о том, как именно можно составить жалобу и какие данные она в себе должна иметь.

Если говорить кратко, то в жалобе должны быть указаны личные данные заявителя и доверенного лица, указание название КС, а также сам аспект дела.

Важно, чтобы в заявлении были указаны все законодательные нормы, требующие пересмотра, а также нормы конституционного права, которые нарушают данные законы.

Непременно указываются нормы (статьи) конституционного права, которые позволяют человеку с данным запросом обратиться именно в КС. Отметим, что федеральный закон по поводу оформления обращения претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать при оформлении документов.

Какие дела рассматривает конституционный суд?

Какие именно дела рассматривает КС?

  1. КС производит процесс разрешения дел, которые направлены на изучение законодательства в соответствии с конституционным правом.

    Это могут быть федеральные законы, нормативные акты, конституции республик, уставы, договоры между органами власти и федеральными органами власти, международные договора, не вступившие в законную силу;

  2. КС производит процесс рассмотрения всевозможных споров и вопросов, которые касаются непосредственно компетенции;
  3. КС осуществляет проверку конституционности закона, который подлежит применению в четко определенном деле.

6. проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума; 8.

осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный суд состоит из 19 судей.

Данная проверка может быть осуществлена по запросу судьи; Рассматривает всевозможные жалобы, которые говорят о нарушении конституционных свобод и прав граждан.

Статья 125 Конституции РФ говорит о том, что законодательство, которое в процессе разбирательства в КС признается неконституционным, утрачивает свою законную силу и должно быть пересмотрено и изменено законодателем.

В нашей стране законодательство говорит о том, что обратиться в КС может любой житель страны.

Статья 125 Конституция РФ

2. Уполномоченный по правам человека России (п.

5 ч. 1. ст. 29 федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека РФ»), который вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (приложение №5).

«Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона»

. В качестве примера может служить определение Октябрьского районного суда г.

Постановления по этим делам интересны для нас тем, что часто ими признаются неконституционными правовые акты, которые касаются наших прав и обязанностей.

Поэтому, изучая правовую сторону дела, нужно проверить, не высказывался ли Конституционный суд РФ по вашему вопросу. Он признал не соответствующими Конституции РФ пункты 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые были утверждены Правительством РФ.

В них говорилось о том, что срок регистрации гражданина по месту пребывания (т.е. по месту его временного проживания)

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В каких случаях конституционный суд рф откажется рассматривать жалобу

Если заявитель делает слишком большой акцент на конкретных фактических обстоятельствах дела с его участием, подробно описывая суть и детали спора, КС РФ может не увидеть за такими обстоятельствами правовой составляющей дела, имеющей конституционно-правовое значение.

В такой ситуации КС РФ обычно склонен отвечать, что он

» решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов»

(Определение от 17 июля 2007 г. № 544-О-О; Определение от 21 июня 2011 г. № 848-О-Р; Определение от 16 декабря 2010 г.

Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ

Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину.

Возвращение жалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционной жалобой. Единственным условием будет устранение тех недостатков, которые указаны Секретариатом. В силу ч. 3 ст.

40 Закона о КС РФ Секретариат вправе по собственной инициативе направить поступившую жалобу заявителя в соответствующий государственный орган или организацию, компетентные разрешить поставленный в жалобе вопрос.

Если конституционная жалоба прошла через Секретариат, это не означает, что вопрос о ее принятии к рассмотрению Конституционным Судом РФ уже решен. Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 Закона о КС РФ).

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Пленарные заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, а заседания палаты — председательствующим в палате.

В пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и заседаниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено Законом о КС РФ или Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. В соответствии со ст. 49 Закона о КС РФ судья-докладчик имеет следующие полномочия:

— истребовать необходимые документы и иные материалы;

— поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

— воспользоваться консультациями специалистов;

— направлять запросы;

— определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

— отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Пункт 21 Регламента Конституционного Суда РФ предусматривает, что судья-докладчик составляет проект итогового решения, а в зависимости от характера и сложности дела — также перечень вопросов, подлежащих, с его точки зрения, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложить мотивированные ответы на эти вопросы.

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процесса направляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов, заключения экспертов.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Непосредственно в судебном заседании при рассмотрении жалобы первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом). После этого слово предоставляется сторонам.

Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина. Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей. После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы.

Исследование каких-либо документов в заседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или по ходатайству сторон.

В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

Статья 68 Закона о КС РФ предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является, как и иные решения, окончательным и обжалованию не подлежит. Основаниями прекращения являются:

— выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ (по сути дела, установление факта, что конституционная жалоба не соответствует критериям допустимости);

— установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Конституционный Суд РФ объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы.

При назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционный Суд исходит из установленного Законом о Конституционном Суде разграничения компетенции, предусматривающего, рассмотрение каких дел отнесено к исключительной компетенции пленарного заседания, а какие дела подлежат рассмотрению в заседаниях палат. Распределение дел между палатами производится с учетом необходимости обеспечения равномерной нагрузки на палаты.

Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в Конституционном (Уставном) Суде субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

2.1 Конституционный суд рф.

» Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. » 1

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

«Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат — судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда. » 2

  1. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 г., статья 18.

  2. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.1994 г.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

  • дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

  • толкование Конституции Российской Федерации;

  • вынесение заключений о соблюдении установленного порядка вы- движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

  • утверждение посланий Конституционного суда;

  • решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

  • законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

  • договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;

  • между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;

  • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации (Согласно изменениям в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 02.06.09 г.).

Что рассматривает конституционный суд

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *